Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» на тему: ««Загадки, песенки, потешки»» с использованием методики эстетического развития.

Тема урока: Загадки, песенки, потешки.
Цели: 
познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками; показать напевность русских песен.
Личностные УУД:
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности проявлять интерес к культуре своей страны, знать традиции.
Регулятивные УУД:
Определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.
Познавательные УУД:  
Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Коммуникативные УУД:
Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь; уважать другую точку зрения.
Предметные результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; разбираться в музыкальных жанрах.




Ход урока
I .Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
- Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
II. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию
- Ребята, посмотрите на доску. (1 слайд)
-Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в слова.
-Что у вас получилось?
- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?
III. Сообщение темы и цели урока
-Сегодня мы продолжаем знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Один из них вы сможете назвать сами, выполнив некоторые задания.
- На доске записаны парами стихотворения. Прочитайте пары стихотворных строк, сравните. (2 слайд)
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Шерстка пестрая, зубки острые.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвостик колечком.
- О ком говорится в первом четверостишии?
- Как описывает ее автор?
- А о ком говорится во втором четверостишии?
- Как вы догадались, ведь здесь нет слова собачка?
- Прочитайте следующую пару стихотворений, сравните. (3 слайд)
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
- О чем говорится в первом стихотворении?
-Почему у автора береза «в беленом сарафанчике»?
-Как еще описывает автор березу?
-О чем говорится во втором стихотворении?
-Почему? Как догадались?
Чтение стихотворений, сравнение.
IV. Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания
- А как вы думаете, если первое – это стихотворение, то как можно назвать второе?
-Почему?
- Правильно, загадки - один из увлекательных и интересных жанров устного народного творчества. Загадки заставляют нас рассуждать, сопоставлять, сравнивать предметы и явления, их признаки и проявления, чтобы обнаружить сходство, догадаться, о чем говорится в загадке. В русском народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: и о животных, и о явлениях природы, и о растениях, и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.
V. Работа с учебником в парах и в группах.
1) Знакомство с жанром «загадки».
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника на стр. 42-43.
- С чем сравнивается луна в первой загадке?
- Как она описана?
- Что за красавица по небу катится?
- В какие зеркала она глядится?
С чем сравнивается луна во второй загадке?
- Почему?
- Что за тарелка, которая может плыть по небу?
- Как вы думаете, с чем еще можно сравнить луну?
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну.
- Похлопайте себе, если справились с этим заданием.
- Послушайте загадки о лесе.
- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?
- А какие действия приписываются лесу во второй загадке?
- С чем еще можно сравнить лес?
- Попробуйте придумать свою загадку о лесе.
- Оцените себя с помощью сигнальных карточек.
2) Знакомство с жанром «песенки».
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
(4 слайд)
- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Русские народные песни бывает нескольких жанров:
-Былины
-Исторические
-Лирические
-Трудовые
-Революционные
-Военные
-Обрядовые
-Колыбельные
-Плясовые
-Частушки
Как вы думаете, какого жанра была песня, которую мы только что прослушали? (Плясовые песни)
Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.
Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни. Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок
Но не все песни такие веселые и задорные. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.
Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.
Давайте послушаем отрывок из более серьезной русской народной песни. (Слайд 5)
-Скажите, из какого жанра эта песня? (Лирическая)
Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, - она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека, его душевное переживание, охватившее его настроение.
Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера.
3) Знакомство с жанром «потешки».
- Одной из разновидностей народных песен являются потешки. Давайте послушаем пример потешки. (6 слайд)
- Как вы думаете почему их так назвали?
- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
- Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.
- Оцените своего соседа. Оцените себя. Обоснуйте.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Все жанры устного народного творчества мы вспомнили? А кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? (Фольклор)
- Народное творчество иначе называют ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость»)
- Вспоминая все произведения устного народного творчества, с которыми мы знакомились ранее можно сказать, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.
- Как вы думаете, почему?
- Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песни, подрастая вы слушали потешки, небылицы, загадки, сказки, взрослея, задумывались над смыслом пословиц и поговорок.
- Почему устное народное творчество называют мудростью народа?
- В фольклоре заложена народная мудрость. Мы должны гордиться своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде устного народного творчества.
VIII. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её? Давайте ещё раз вспомним все виды устного народного творчества.
- Урок окончен.

15