Урок литературного чтения М. Пришвин Ребята и утята 2 класс


Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: М. М. Пришвин. « Ребята и утята».
Цель: воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
расширять читательский кругозор детей; познакомить с творчеством М.М.Пришвина; познакомить с художественными особенностями произведения;
Продолжить работу по технике чтения; пополнить словарный запас учащихся;
Развивать познавательные способности учащихся, интерес к чтению;
Учить осмыслению прочитанного, учить давать оценки поступкам героев произведений, опираясь на текст и личный опыт;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
                                              Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний
Сообщение о М.Пришвине.
– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Михаил Михайлович очень хорошо знал и любил природу. В своих книгах он рассказал о жизни животных и растений, об отношении человек к родной природе.
– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский:
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”
– На долю кого выпала бы эта благодарность?
– М.Пришвина.
2. Викторина по творчеству М.Пришвина.
– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:
1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.”
– “Журка”
2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”– “Лисичкин хлеб”
– Какие еще произведения М.Пришвина вы читали?
ІІІ. Сообщение темы урока
– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
IV. Изучение нового материала
– Прочитайте заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
1) Словарная работа.
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
2) Физминутка.
 3) Чтение рассказа.
– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
(Чтение рассказа учителем)
4) Беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, ребята, какое время года описывается в рассказе?
- Как вы определили? (Конец весны, Потому что разлилось озеро. У мамы-утки большие утята)- Почему утятам пришлось перебираться к озеру? (утята должны научиться плавать)
- В чем была трудность путешествия? (дорога шла через открытое место, много опасности).
4) Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
 – На свободу.
 – Что значит для утят свобода?
 – Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Сколько надо было идти до озера?
 – 3 версты.
 – Сколько это километров?
 – Чуть больше 3 километров.
 – Это много или мало для человека?
 – А для маленькой уточки?
 – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
 – Почему уточка-мать шла позади утят?
 – Какие враги были у уток?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Кто страшнее?
 – Почему?
 – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Зачем ребята это делали?
 – Просто так, для забавы.
 – Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Могла ли утка кричать?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
 – А какое чувство пережили утята?
 – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
 – А какое слово вы кричите, когда боитесь?
 – Мама!
 – А ваша мама переживает за вас?
 – Как она ведет себя при этом?
 – Как в рассказе чаще всего называют уточку?
 – Мать.
 – А какая она мама?
 – Заботливая.
 – Вам её жалко?
– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Какие пословицы о маме вы знаете?
 – Утята пойманы, что собираются делать ребята?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Кто помешал мальчишкам?
 – Смогли ли они объяснить свой поступок?
 – Какое приказание дал им взрослый?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Назовите слова, которые показывают строгость автора.
 – Что делали бы вы, оказавшись рядом?
 – Что можно сказать о ребятах?
 – Как их назвал рассказчик?
 – Как можно назвать их по-другому?
 – Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
 – Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
 – Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Как шла уточка-мать в начале рассказа?
 – А почему сейчас она побежала впереди?
 – Хотела быстрее увести детей от врагов.
 – Как Пришвин попрощался с утятами?
 – Что он сделал при этом?
 – Докажите строчками из произведения.
 – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
 – Знак уважения.
 – Перед кем этот знак уважения?
 – Почему?
 – Как мальчишки на это прореагировали?
 – Почему?
 – Что пожелали люди уточке?
 – Нужно ли было пожелание людей уточке?
 – Почему?
 – Докажите строчками из произведения.
.5) Определение главной мысли рассказ
– Как автор назвал свой рассказ?
 – Почему?
 – Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
- Над чем тебя заставил задуматься этот рассказ?
 – Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
 – Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
 – Докажите, что М.Пришвин – человек
а) добрый;
 б) строгий;
 в) неравнодушный.
6) Работа в группах.
- Деление текста на части
I. Путешествие к озеру. II. Опасность
III. Счастливый путь, утята.
7)Проверка заданий по группам.
IY. Итог урока.
-Чему учил нас весь урок?. Что вы взяли из него каждый для себя?
-Какая из частей текста самая содержательная?
Оценивание.