Урок литературного чтения М.Пришвин. Ребята и утята. 2-й класс


Маюрова Ирина Фёдоровна, учитель начальных классов
КГУ Преображенка орта мектебі
(1 слайд) Урок литературного чтения М.Пришвин. "Ребята и утята". 2-й класс
Цели:
Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; познакомить с художественными особенностями произведения; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою
Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова; воспитывать чувство толерантности.
Здоровьесберегающие цели: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
 Форма проведения: урок – презентация, урок – размышление.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
Положительный настрой на урок.
Я рада приветствовать всех в этом классеВозможно, есть классы и лучше и крашеНо пусть в нашем классе всем будет светлоПусть будет уютно и очень легко!Начнем же урок, будем время беречь!
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Прежде, чем приступить к работе, я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную.
- А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к чтению.
(слайд 2) 1. Задуйте свечу.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.
- А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
(слайд 3) 2. В цветочном магазине.
- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).
3. Фонетическая зарядка.   – А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить.   Читаем наше стихотворение сначала в медленном, затем быстром темпе. Не забудьте про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе каждое четверостишие.(слайд 4)   Чтобы разговаривать,    Надо выговаривать    Все правильно и внятно,    Чтоб было всем понятно.    – Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.
Тихо сели, спинки прямо.Вижу класс наш хоть куда,Ну, начнём урок, друзья!
 2. Введение в тему.   Учитель: Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем?  Дети: Мы изучаем раздел учебника «Мы и природа».
Учитель: Чему нас учит этот раздел?  Дети: Он учит нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Потому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей. Учитель: А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? Дети: Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты. Учитель: Ребята, всем ли природа открывает свои секреты? Учитель: Какому же человеку она их раскрывает? Дети: Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.
3.Актуализация знаний
(слайд 5) 1. Рассказ о М.Пришвине.
– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
(слайд 6)
2. Викторина по творчеству М.Пришвина.
– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:
1) «Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.»
– “Журка”
2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”– “Лисичкин хлеб”
3) «И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.»-- «Золотой луг»
4) Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.
_ «Ёж»
4. Сообщение темы урока
– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
5. Изучение нового материала
Сегодня на уроке литературного чтения вас ждёт встреча с новым произведением. (7слайд) Прочитайте заголовок произведения «Ребята и утята».
(щелчок) Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!(С.К.Тивикова)
- О чём может быть текст с таким названием?
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
1) Словарная работа.
(8слайд) – В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
(9слайд) Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.(10слайд) Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
(11слайд) Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
(12слайд) Кузница – помещение, где работают кузнецы.
(13слайд) 2) Физминутка. «Танец утят»(14слайд) 3) Чтение рассказа. Слушание рассказа.
– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
4) Анализ и выборочное чтение произведения.
–1. Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?– Докажите строчками из произведения.(Весной это озеро далеко разливалось…)–2. Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?– На свободу.
– 3.Сколько надо было идти до озера?– 3 версты.– Сколько это километров?– Чуть больше 3 километров.– Это много или мало для человека?– А для маленькой уточки?–4.Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.– Почему уточка-мать шла позади утят?– Какие враги были у уток? (лисица, ястреб)– Докажите строчками из произведения.
– 5.Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?– Докажите строчками из произведения.– 6.Зачем ребята это делали?– Просто так, для забавы.– 7.Как вела себя уточка, когда ловили её утят?– Докажите строчками из произведения.– 8.А какое чувство пережили утята?– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?– А какое слово вы кричите, когда боитесь?– Мама!– А ваша мама переживает за вас?– Как она ведет себя при этом?– Как в рассказе чаще всего называют уточку?– Мать.– А какая она мама?– Заботливая.– Вам её жалко?
– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Какие пословицы о маме вы знаете?
Пословицы о маме
При солнышке светло, при матери добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка
Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.
Сердце матери греет лучше солнца.
– 9.Утята пойманы, что собираются делать ребята?– Кто помешал мальчишкам? (автор)–10. Смогли ли они объяснить свой поступок? (нет, они струсили)– 11.Какое приказание дал им взрослый?– Докажите строчками из произведения.–12. Назовите слова, которые показывают строгость автора. (живо, идите, возвратите)– 13.Что можно сказать о ребятах? (глупые)–14. Как их назвал рассказчик? (глупыши)– 15.Можно ли сказать, что ребята были жестокими? (нет)– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.– 16.Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?– Докажите строчками из произведения.– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (позади)– А почему сейчас она побежала впереди? – Хотела быстрее увести детей от врагов.–17. Как Пришвин попрощался с утятами?– Что он сделал при этом?– Докажите строчками из произведения.– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?– Знак уважения.
– 18.Как мальчишки на это прореагировали?– Почему?–19. Что пожелали люди уточке?– Нужно ли было пожелание людей уточке?– Почему? (потому что, она не понимала их языка)5) Работа с пословицами.
(слайд 15)– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. – Прочитайте их про себя.– Вслух прочитает первую пословицу …
(Умел ошибиться – умей и …)
– Продолжите пословицу.– Умел ошибиться – умей и поправиться.– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? (мальчикам)– Почему?– Вслух прочитает вторую пословицу …
(Сей добро, посылай …, оделяй …)
– Продолжите пословицу.– Сей добро, посылай добро, оделяй добром.– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? (автору)– Почему?
6) Определение главной мысли рассказа.
– Как автор назвал свой рассказ? – Почему?– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.– Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд 16 )– Докажите, что М.Пришвин – человек
а) добрый;б) строгий;в) неравнодушный.
7) Заключительное слово.
– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
(слайд 17) Мои молодые друзья!Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".
6. Итог урока
Рефлексия-самооценка. Раздаю наклейки. Шкала оценки. Подсчёт лучиков на солнышках.
-Чему вас научил урок?
-Кто доволен своей работой?
-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?
(слайд 18) 7.Домашнее задание: стр.92-94
Подготовить подробный пересказ рассказа, нарисовать иллюстрацию.
(слайд 19) Спасибо!
Результативность технологии: способствовало формированию у детей интереса, любознательности, развитие внимания, памяти.
Восточно – Казахстанская область
Кокпектинский район
с.Преображенка