Жанровые особенности произведения Медной горы Хозяйка


Урок литературы в 5-а классе по творчеству П.П.Бажова, 25.02.16г.


УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «СКАЗ ИЛИ СКАЗКА?»

«Жанровые и художественные особенности произведения П. П. Бажова
«Медной горы Хозяйка»
В этой книге чудесная поэзия
исконного языка и народная мудрость.
I . Орг. момент «Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок .
II. Вступительное слово учителя.
Вот и закончили мы с вами изучение творчества П. П. Бажова. А 28 января, все, кто знает сказителя П. Бажова, его волшебную «Малахитовую шкатулку», в которой 52 произведения ,праздновали его сто тридцатый седьмой юбилей. Мы с вами познакомились с прекрасными произведениями мастера слова. А на сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с результатами ваших исследований, которые вы провели за время работы над произведением «Медной горы Хозяйка»и ответить на вопрос : «Сказ или сказка?»
Свои проекты к уроку представили 5 групп, каждая из которых работала по определенной теме,
1 группа «Сказочники» -
2 группа «Реалисты» -
3 группа «Фантасты» -
4 группа «Словесники» -
5 группа «Литературоведы» -

Представляю слово для защиты своего проекта каждой группе.

Защита проекта группой «Сказочники».
Ученик 1: Мы работали над темой: «Можно ли назвать произведение П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» сказкой» и
Ученик 2: целью работы было найти сказочные элементы в тексте.
Ученик 3: внимательное чтение помогло нам выделить элементы сказки.
Элемент – волшебство, которое бывает в сказке –
Появление и исчезновение ящериц по хлопку хозяйки,
Перевоплощение хозяйки в ящерицу и обратно,
Перемена платья, как по волшебству,
Сказочно красивые комнаты под землей
Ящерицы накрывают стол разными яствами, чтобы накормить Степана,
Слезы Малахитницы (так называют Хозяйку) застывают в самые дорогие камешки,
Хозяйка укажет перстом – и перед ней открываются ходы в подземелье.
Учитель: Хорошо вы поработали, нашли элементы сказки. А ответьте, пожалуйста, что такое сказка?
Ученик: Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Ученик: В сказке добро побеждает зло.
Учитель: Какой же вы сделали вывод?
Ученик: Несмотря на присутствие сказочных элементов нельзя назвать произведение сказкой, так как не все события необыкновенны, больше реальных событий и в основе лежит истинное происшествие.
Ученик: Добро не победило в произведении. И все это отличает его от сказки.
Учитель: Ребята, так означает ли это, что все, о чем повествует Бажов - реальность?
Давайте послушаем «Реалистов».
Защита проекта группой «Реалисты».
Ученик 1: Тема нашего проекта: «Произведение Бажова – быль?»
Ученик 2: Цель проекта: выявить черты реальности, элементы действительности конкретной исторической эпохи.
Ученик 3 : Во-первых мы нашли в Интернете материалы о том, что «Малахитовая эпоха»- 30-40 г. 19 века, когда были открыты крупные месторождения в Полевском и в Нижнем Тагиле.
Ученик 4: Мы еще узнали, что существовал уральский малахитчик
В. В. Шахмин, который реально соприкасался с созданием Малахитовой шкатулки.
Ученик 1: В произведении упоминаются названия Северушка, Гумешки, Красногорка, которые существовали на самом деле, в сказке в некотором царстве, в некотором государстве
Показ слайдов.
география бажовских сказов.
Природные богатства Урала – выставка самоцветов.
Изделия уральских камнерезов.
Учитель: Какой же вывод вы сделали?
Ученик: Автор упоминает конкретные географические названия, в его произведениях мы встретили детали конкретного времени, но все происходящее назвать былью нельзя, так как в произведении присутствуют и фантастические герои.
Учитель: Верно П. П. Бажов своих фантастических героев назвал одним емким выражением. Кто его помнит? («тайная сила»)
Что же такое тайная сила?
Об этом нам расскажут «Фантасты»
Защита проекта группой «Фантасты».
Ученик 1: Какую роль играют «тайные силы» в произведении «Медной горы Хозяйка»
П. П. Бажова. Предмет исследования: Фантастические герои произведения.
Ученик 2: Мы внимательно читали произведение и выделили фантастических героев.
Ученик 3: Конечно, ящерки.
(зачитать описание ящериц)
Зачитать сочинение: «Хозяйка медной горы – кто она?»
Ученик 4: Это прежде всего, сама Хозяйка.

·Учитель: наши ребята очень любят рисовать, особенно иллюстрировать сказки. Вот и сегодня по мотивам произведения постарались нарисовать фантастических героев и другие иллюстрации.
Учитель: Какой же вывод вы сделали?
Ученик: «Тайные силы» - фантастические герои – это Хозяйка, ящерки. Они берегут природные богатства и не позволяют их растрачивать бездумно. Действуют они в полнее сознательно: одним помогают, а других наказывают.

Учитель: А теперь хочу предоставить слово группе «Словесников».
Защита проекта группой «Словесники»
Ученик 1: Тема проекта: «Язык произведения П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Предмет исследования: художественные особенности языка произведения.
Ученик 2: В тексте нам встретилось много непонятных слов и мы решили составить словарь сказа. Выписали из произведения непонятные слова и постарались дать им объяснение.
Ученик 3 читает и дает толкование.
Ученица: Я по словарям выяснила значение слава «сказывать» - (зачитать).
Учитель: Ребята, подберите, пожалуйста, слова с корнем сказ и запишите (на доске, в тетрадях).
- Какими же словами можно назвать автора произведения?
- Сказитель, сказочник.
Учитель: Я думаю можно, так как язык произведения автора насыщен выразительными средствами, свойственными фольклору.
- Вы можете указать эти средства?
Ученик: это и имена героев, слова-повторы, традиционные сказочные обращения, устойчивые обороты.
Учитель: Какой вывод?
Вывод. Ученик: Язык произведения Бажова близок к народному, сказочному. Много слов диалектных, разговорных, устаревших. Автор также использует слова-термины, связанные с горнорудным производством. Все это позваляет создать картины народной жизни, поэтому у читателей возникло ощущение реальности.
Учитель: и только настоящий мастер слова может рассказать о мастерах своего дела, используя знание фольклора, народные образы, мудрость сказителей – уральцев.
Учитель: Ребята, исследователь творчества П. П. Бажова говорил, что в его произведении литература заговорила народным языком. И мы в этом убедились.
Учитель: А теперь слово «Литературоведам».
Ученик 1: Тема нашего проекта : «Можно ли назвать произведение П. П. Бажова сказкой?»
Цель: выяснить отличие сказа от сказки.
Ученик 2: В литературоведческом словаре мы прочитали, что сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях.
Сказ ведется от лица рассказчика, в основе лежат события, происходившие давно, сказ опирается на легенды, придания.
Ученик 3: Выделили отличительные черты сказки и сказа.
Для сказки характерны:
волшебные герои: злые и добрые,
нет рассказчика,
чтобы произошло волшебство
надо читать заклинание,
не имеет реальной основы.

Для сказа характерны:
герои – это люди обычные,
присутствие рассказчика –
человек из народа,
фольклорная основа
волшебство и таинственность-
неотъемлемая часть Ученик 4: Таким образом, сопоставив черты сказки и сказа, мы пришли к выводу, что произведение П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» - это сказ, особый тип повествования, отличающийся от сказки.
Учитель: Почему Бажов выбрал жанр сказа?
Учитель: Ребята, думаю, с вами согласятся и участники других групп. А я добавлю, что трудно отличить литературную сказку от литературного сказа. Тем не менее, именно Бажов отметил, что «продукт его творчества» - это сказы, услышанные от дедушки Слышко (В. А. Хмелинин)
III. Итак, итог. Мы выяснили, что жанр произведения – сказ, художественные особенности это подтверждают.В творчестве Бажова сказ нашел наивысшее свое выражение. Книги П. Бажова называются «вечными» книгами. И помимо художественных достоинств они славят мудрость рабочего человека, в этом мы убедились ранее на уроках, и это подтерждает эпиграф.
Заключение. На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговечная, человек умрет, а дело останется».


Дом. задание. Написать отзыв о сказе Бажова. (на выбор)
15