Разработка урока — путешествие по математике в 6 классе по теме: «Упрощение выражений»


Фролова Елена Сергеевна
учитель математики
МБОУ г. Иркутск СОШ №39
Разработка урока - путешествие по математике в 6 классе по теме: «Упрощение выражений»
Иркутск 2014
Урок-путешествие (6класс). Тема: «Упрощение выражений»
Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Время реализации занятия: 40 минут Цель:  Организовать контроль оценку и коррекцию знаний учащихся по теме «Упрощение выражений».
Задачи:
Способствовать развитию математического мышления, речи и слуха.
Прививать интерес к математике через групповую деятельность.
Развивать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Методы урока: репродуктивный, контрольно-оценочный,
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: компьютер, проектор, жетон в виде ракушек, водоросли, корабли с палубой и презентация.
Учебно-методическое обеспечение: 
Математика 6: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /И. И. Зубарева, А.Г.Мордкович./- М.: Мнемозина, 2013г.
Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь / И. И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2013; 
План проведения урока:
Этапы урока Временная реализация
Подготовка к путешествию. (Оргмомент)
Актуализация опорных знаний.
( Остров невыученных уроков,вставь пропущенное слово.)
Оперативный контроль знаний. ( Риф математического слуха, математический диктант.)
Физкультминутка (собрать водоросли)
Индивидуальная работа.
( Море «Приключений», найди свой остров и его жителей)
Домашняя работа
( Остров сокровищ, решить примеры)
Подведение итогов
(Остров впечатлений, рефлексия )1 мин
10 мин
15 мин
2 мин
10 мин
1 мин
1 мин
Ход урока:
Организационный момент.
Подготовка к путешествию.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Откройте свои тетради и запишите число и тему нашего урока. Какую тему мы изучали с вами на предыдущем уроке? (Ученики отвечают) Верно! «Упрощение выражений» (слайд ).
Ученики: Записывают число и тему урока.
Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами совершим путешествие по океану математики (слайд). Мы поплывем на яхте под названием «Знание». Помните, как в мультфильме «Приключения капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Вы получили определённые знания по теме урока. А сегодня я хочу проверить, чему же вы научились. Моей задачей сегодня будет помочь команде (т.е. вам) не сбиваться с курса и благополучно преодолевать на пути все трудности и подводные течения с помощью ваших крепких знаний добраться до конечной цели нашего путешествия - до острова пока ещё вам неизвестного. Ваша задача - слаженно работать, с готовностью следовать за мной и помогать управлять яхтой. Мое настроение будет зависеть от вас, от ваших знаний, которые как мне кажется, порадуют меня сегодня.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Итак, в путь. Первый остров на нашем пути – это остров «Невыученных уроков» (слайд), фронтальная работа. Чтобы обойти этот остров нужно вставить пропущенные слова в правилах. (слайд) 
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо из ….. модуля слагаемых ……. …….. и поставить перед полученным числом знак того ………, модуль которого больше.  
Ученики: большего, вычесть меньший, слагаемого
Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо …….. модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак …….
Ученики: перемножить, «–»
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо ….. их ……, перед полученным чслом поставить знак ……
Ученики: сложить, модули, «»
Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо …….их модули.
Ученики: перемножить
Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное,  надо разделить …… делимого на модуль делителя.Ученик: модуль.
При …… чисел с разными знаками, надо …… модуль делимого на модуль делителя, поставить перед полученным числом знак " – ".
Ученик: делении, разделить.
При делении … на любое число, не равное нулю, получается нуль.
Ученик:  нуля
Если перед скобками стоит знак " + ", то можно ….. скобкии этот знак " + ", сохранив знаки слагаемых, стоящих в скобках. 
Ученик: опустить
Если первое слагаемое в скобках записано без знака, то его надо записать со знаком…. .Ученик: " + "
Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак …., надо заменить этот знак на " + ", поменяв знаки всех слагаемых в скобках на………., а потом раскрыть скобки. 
Ученик: " – " , противоположные
Распределительное свойство умножения относительно сложения гласит, что произведение целого числа a на сумму двух целых чисел a и b равно сумме произведений a·b и a·c, то есть, ……...
Ученик: a·(b+c)=a·b+a·cПримеры: «Найди ошибку» (пишут в тетради, комментируя с места по просьбе учителя) ( слайд).
3 5х = 15х
0,5 – 2,5 = 2
(3,2х + 2) = 3,2х – 2
5у + (2у – 3) = 5у + 2у – 3 = 7у – 3
5,5 : (1,1) = 5
4,1 + (6) = 1,9
2,5х (4у) = 10ху
3,5 (2b – 4) = 7b + 14
Учитель: Молодцы ребята, вы справились с эти заданием, отправляемся дальше в наш океан математики. А вот и снова преграда.
О перативный контроль знаний.
Учитель: На нашем пути риф Математического слуха (слайд). Чтобы обойти этот риф нам нужно выполнить математический диктант. Я хочу проверить насколько вы были внимательны на острове невыученных уроков. Запишите в тетради заголовок - Математический диктант
Ученики: в тетрадях записывают математический диктант.Учитель: Теперь я буду читать задание, вы его должны упростить. Итак, внимание (слад)!
1. 2х 3х = х
2. 3х 4х = 7х
3. 2·(4х) = 8х
4. 5х : (5) = х
Составить выражение и упростить его.
5. В 6 «а» классе несколько учащихся занимаются в лыжной секции, а в 6 «б» классе в лыжной секции занимается в 2 раза больше учеников. Сколько всего учеников занимается в лыжной секции.
(Ответ: х + 2х = 3х)
6. Данил купил х ручек, а карандашей на 2 больше. Вася купил ручек и карандашей в 2 раза больше, чем Данил. Сколько ручек и карандашей купил Вася.
(Ответ: 2(х + х +2) = 4х + 4 или 2х + 2(х+2) = 4х+4)
Ученики: (слайд)
1) –х
2) –7х
3) 8х
4) –х
5) х + 2х = 3х
6) 2х + 2(х + 2) = 4х + 4
Учитель: Ребята, теперь проверим, правильно ли вы записали и упростили выражения, а вы оцените себя, если 6 баллов, то получаете белые ракушки, если 5 баллов – синие, если меньше, то зеленые. Проверка на слайде.
Молодцы, вы справились с рифом. Поплыли дальше. Мы с вами попали в быстрое теплое течение. Смотрите, как резвятся водоросли (слайд).
Давайте и мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка (слайд).
Ребята, давайте мы с вами соберем водоросли и сожмем их в руке сильно, сильно и разожмем, а теперь представьте, что вы водоросль и обнимите и сожмите себя. Молодцы! Садитесь!
Ученики: берут в руки водоросль и сжимают и разжимают, а за тем себя.
Самостоятельная работа.
Учитель: Тем временем наша яхта попадает в море «Приключений» (слайд), каждый из вас на шлюпке должен попасть на один из трёх островов, чтобы найти его, вам необходимо выполнить несколько заданий и найти свой остров. Чтобы было быстрее, каждый может решить 1-2 примера по порядку.
Сейчас несколько островов появится на слайде, первый ряд выбирает зеленый остров, второй ряд голубой остров и третий ряд желтый остров. Выберите командира своей шлюпки, он проверяет решение и выдает ответ мне и вы узнаете, кто же является жителями ваших остовов.
Ученики: выбирают командира и решают задания, отгадывают жителя своего острова (слайд).
Б. -3х+х=-2х;
О. 17х+х-13х=5х;
К. 4(2-3х)+5(2х-3)=-7-2х;
Я. 3х-5х=-13+3 х=2;
У. 3(5х-9)-2(5х+1)=5х-29
Ш. 2х+5-7х=-5х+5
А. 5х+2х=7х;
Л. 2(3х-х)=4х;
Р. 16х-2х=32+10 х=3
Ь. 3(4х-х)=9х
М. 10х-4(х-2)=6х+8
Ч. 5х+2(7-х)=3х+14;
Г. -7х+12х=8-23 х=-3
-2х 7х -2х 5х 3х+14 -7-2х 7х
б а б о ч к а
-7-2х 7х 4х 9х 6х+8 7х х=3
к а л ь м а р4х х=2 Х=-3 5х-29 -5х+5 -7-2х 7х
л я г у ш к а
Ученики: желтый остров бабочки, голубой остров кальмары, зеленый остров лягушки.
Учитель: Молодцы! Возьмите своих животных, у них для вас задания из учебника.
Желтый остров. 528 (а,б), 561 (а)
Голубой остров. 528 (в,г), 561(б)
Зеленый остров. 528 (д,е), 561(в)
Ученики: индивидуально выполняют задания в тетради, сдают тетради на проверку учителю.
Домашняя работа.
Учитель. Ребята, а дома мы с вами попадаем на остров «Сокровищ», где вам необходимо найти клад (слайд).
Ученики: записывают домашнее задание.
Учитель. Домашнее задание. Параграф 18 № 562, № 572.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Наше путешествие по океану математики завершается, сейчас вам необходимо отметить на трапике своего кораблика ваше настроение и эмоциональное состояние (слайд). Ступенек всего 5. Самая высокая ступенька обозначает, что было интересно и вы всё поняли.
Молодцы, корабли прошу причалить к острову впечатлений. Давайте с вами посмотрим, кто какие собрал ракушки! Объявляются оценки.
Учитель:
Где вы сегодня побывали и на чем проплывали?
Какие испытания вам пришлось преодолеть?
Какое испытание оказалось самым трудным?
Учитель: Вы самые замечательные пассажиры. Спасибо за урок, ребята! До свидания (слайд).