Сценарий урока биологии «Эмбриональное развитие организма» (10 класс) с использованием технологии развития критического мышления


Сценарий урока биологии в 10 классе «Эмбриональное развитие организма» с использованием технологии развития критического мышления
Бабушкина Жанна Викторовна,
учитель биологии
МБОУ «Еланская СОШ»
Новокузнецкий район
Кемеровская область
Название учебной дисциплины: Биология
Тема занятия: Эмбриональное развитие организма
Цель: формирование знаний об основных этапах эмбрионального развития организмов, сущности сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития
Планируемые результаты:
Предметные:
усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,
усвоение сущности сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития.
Метапредметные:
навыки самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,
умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
умение работать в группе,
умения активно воспринимать изучаемый материал, обобщать, определять направление в дальнейшей деятельности, ставить цели
умение донести до окружающих свои проекты и предложения.
Личностные:
• навыки сотрудничества со сверстниками
Используемая стратегия ТРКМ: Зигзаг
Ход урока:
I. Стадия вызова
Учитель зачитывает небольшой фрагмент из детской биологической энциклопедии (его можно вывести на слайд, тогда учитель предлагает обучающимся просто прочитать текст): «В 17-18 веках среди натуралистов бытовали самые фантастические представления об этом. Утверждали, например, что в мужской половой клетке человека можно разглядеть детали строения будущего организма. Ссылались  на мнение самого Гиппократа, который считал, что в только что снесенном яйце курицы уже содержится в готовом виде цыпленок, который только увеличивается в размерах при насиживании».
Вопросы классу: О чем говориться в этом фрагменте?
Действительно ли это так? Прав ли Гиппократ? Что же мы будем изучать сегодня на уроке? 
Посмотрите на таблицу (на доске висит таблица «Эмбриональное развитие животных» с закрытым названием) Какое понятие будет у нас ключевым (основным)?Как на греческом языке звучит это слово? (Ответ учащихся: Эмбрион)Обучающиеся формулируют тему урока.
Далее учитель предлагает изобразить уже имеющиеся знания у обучающихся в виде кластера. Обучающиеся, разделенные на группы, активно обсуждая информацию (прием «мозговая атака») составляют кластеры. Через некоторое время каждая группа представляет свой кластер.
Учитель задает вопрос о том, что бы вы еще хотели узнать об этом процессе? И предлагает внести  в кластеры вопросы, вписывая их в виде отдельных «гроздей» схемы.
Каждая группа озвучивает свои вопросы.
Учитель на доске записывает вопросы, поставленные учащимися, и ставит свой вопрос (при условии, если его не озвучили ученики):
«Каким образом из одной клетки вырастает целый организм с различными органами?»
     Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю поработать с терминами. Эту работу оформляют в виде таблицы. В первой колонке таблицы выписаны называния стадий развития зародыша. Во второй – вы напишете ваши первоначальные представления (ассоциации, связанные с этим понятием, т.е. попробуйте предположить, что могут означать эти термины).  Третью колонку таблицы мы пока заполнять не будем.
В помощь предлагаю воспользоваться переводом некоторых терминов на русский язык, которые представлены на слайде:Лат. differentia — разность, различие, разделение целого на различные части, формы и ступени.Лат. inductor, от induco —  навожу, побуждаюГреч. gaster — желудок Греч. Genesis – происхождение, возникновение.
Стадии развития зародыша Первоначальное представление Определенияпосле чтения
Дробление
Гаструляция
Дифференцировка
Органогенез
Эмбриональная индукция    
Учащиеся заполняют вторую колонку в группах, и высказывают свои предположения. Ни одно из предположений учащихся, даже если оно не соответствует истине, не критикуется и не обсуждается. Все предположения принимаются.
 II. Стадия осмысления.
1. Сейчас вы будете работать с текстом параграфа. Ваша задача: познакомиться с тем,  как происходит развитие зародыша.
Для ее решения, вам необходимо сделать следующее:
Каждая группа читает об одной из стадий развития зародыша ( каждый учащийся в группе читает индивидуально) I группа - ДроблениеII группа - ГаструляцияIII группа - ДифференцировкаIV группа – ОрганогенезV группа – Эмбриональная индукция
Группа составляет план этого отрывка. План составляется совместно всей группой, принимая во внимание высказывания каждого члена группы и приходя к единому мнению. Каждый член группы записывает этот план к себе на лист, составляют устно небольшой текст, согласно плану, при необходимости задает уточняющие вопросы по плану или тексту.
Затем происходит переформирование групп (каждый учащийся попадает в группу, где он является единственным представителем из предыдущей группы). В новой группе каждый учащийся рассказывает  по плану свою часть текста параграфа. Отвечает на вопросы членов группы (если им что-то непонятно)
2. Теперь вы приобрели определенные знания по нашей теме, давайте вернемся к таблице и заполним третью колонку. Учащиеся заполняют третью колонку таблицы,  опираясь на полученные знания, и если это необходимо, текст учебника.
Таблица может выглядеть следующим образом:
Стадии развития зародыша Первоначальное представление Определения после чтения
Дробление
Процесс митотического деления зиготы, в результате которого образующиеся клетки (бластомеры) не растут, а с каждым делением уменьшаются в размере.
Гаструляция Процесс перемещение клеток одного из полюсов бластулы внутрь шарообразного зародыша
Дифференцировка Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
Органогенез Процесс образования осевых органов.
 Эмбриональная индукция   Влияние одних частей зародыша на формирование других
 
Заполнив колонку таблицы, учащиеся возвращаются в свои группы
 3. Работа с кластерами, составленными вначале урока. Учитель просит обучающихся внесите в схему ту информацию, которую они узнали. Учащиеся могут укрупнить, дополнить «гроздья». Возможно, у них появятся новые веточки.
4. Представление классу кластеров и обоснование появления новых блоков и связей между «гроздьями».
 5. Группам предлагается следующая работа: составить по 3 вопроса (1 вопрос на воспроизведение материала, 2 – на понимание, 3 – на сравнение) по своей части параграфа (по определенной стадии развития).
6. Группы задают друг другу вопросы. В таблицу ставятся знаки  «+» или «-» в колонку каждой группе, в зависимости от того отвечает группа на вопросы других групп или нет.
Тип вопроса  Дробление   Гаструляция Дифференцировка   Органогенез
1.Воспроизведение2.Понимание3.Сравнение        
III. Стадия Рефлексии.
Группы возвращаются к своим кластерам.Те блоки информации, которые были разобраны и те вопросы, на которые даны ответы, обводят красным фломастером.Если остались вопросы, на которые не были даны на уроке ответы, их предлагается разобрать дома с использованием дополнительной литературы и подготовить доклады к следующему уроку.