Конспект урока по информатике на тему «Диапазон. Относительная адресация»

Конспект урока по информатике на тему
«Диапазон. Относительная адресация»
Цели:
Выявить и проанализировать ошибки домашней и самостоятельной работы.
Рассмотреть понятие «диапазон»;
Познакомиться с принципом относительной адресации;
Познакомить учащихся с возможностью использования функций обработки диапазона;


Тип урока: комбинированный
План урока
организационный момент.(1-2мин).
анализ домашнего задания и самостоятельной работы.(8 мин)
объяснение нового материала.(15 мин).
подведение итогов. Выдача домашнего задания.(5 мин)
практическая работа.(10 мин)

Ход урока
организационный момент.(1-2мин).
здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Давайте отметим, кого сегодня нет. Спасибо.
анализ домашнего задания, актуализация знаний.(8 мин).


В чем главное свойство ЭТ?( автоматически произойдет пересчет значений при изменении констант)
На доске запись:


А
В
С

1
26
9
=А1+А2

2
4
=А1+В1
=В2+А2

3




В какой режим отображения представлен на рисунке?
Что произойдет, если изменить значение в ячейках А1, А2, В2?
Что будет записано в ячейках С1, С2, В2 в режиме отображения значений?
объяснение нового материала.(15 мин).
Тема нашего урока «Диапазон. Относительная адресация»
Давайте запишем определение.
Диапазон-это любая прямоугольная часть таблицы.
(открываю таблицу напитки и показываю диапазон, я его выделила другим цветом для наглядности)
Давайте рассмотрим диапазон из вычисляемых ячеек.
В таблице он выделен цветом. Обозначается он так: .
Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек разделенной двоеточием.
Сколько ячеек содержит этот диапазон?..
Как вы думаете, Сколько ячеек содержит минимальный диапазон?
В каждом табличном процессоре имеется целый набор функций, применяемых к диапазонам, это суммирование чисел(СУММ), входящих в диапазон, вычисление среднего значения(СРЗНАЧ), нахождения максимального(МАКС) и минимального значения(МИН).
Представим, что хозяин собирается делать заказ продукции, но ему необходимо узнать сколько продукции осталось в наличии.
Как ему это узнать?
Нужно сложить данные из ячейки кола, миринда, швепс, фанта, спрайт.
(выделяю курсором этот диапазон)
Вот эта прямоугмулыольная область это что у нас получилось? –диапазон, назовите его
а к диапазонам применяется функция суммирования
(на доске пишу) =СУММ(:)
Заношу в таблицу ...
Все адреса читаются относительно месторасположения формулы, например: ячейка на позицию левее ячейки с формулой, давайте прочтем формулу на языке табличного процессора. Приводим несколько примеров. Формула на языке табличного процессора получается одна и та же, ее можно скопировать.
(показываю, как копировать формулы)
Представьте, что, если бы в таблице было бы не пять наименований, а 1000 или даже больше, это было бы очень трудно прописать столько формул, да к тому же одинаковых.
Смотрим, что получилось.
Делаем вывод:
Принцип относительной адресации: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.
Записываем его.
Следствием этого принципа является следующее правило:
Всякое изменение места расположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.
Задача: В ячейке Е4 расположена формула (С3+С5)/Д6. Как запишется формула при её переносе в Д8?
-Запишем краткую запись условия
-что мы должны записать в кратком условии?(что дано и что требуется найти)
-Что дано?
(дан адрес ячейки, в которой записана формула, формула, и адрес ячейки в которую совершается перенос)
-Какой результат мы должны получить? (формулу, которая получится при переносе ее из исходной ячейки в другую)
-Что нужно знать чтобы получить эту формулу? (на сколько столбцов и строк произошел перенос)
-Теперь, когда мы повторили способ решения задачи этого вида,.(имя ученика) пойдет к доске и запишет решение задачу, комментируя свои действия.

Е4: (С3+С5)/Д6

-1 +4

D8: (В7+В9)/С10

Задача 1. Пусть в ячейке С1 записана формула (А1+В1), применяется команда копировать в Д1. какая формула будет занесена в ячейку Д1?)
-каков вид задачи? Как решать этот вид задачи?
-Что дано?
-Какой результат должны получить?
-Данила, запиши, пожалуйста, краткую запись условия задачи
-Спасибо, присаживайся.
-Стас, запиши, пожалуйста, решение.

С1: (А1+В1)
+1 0
Д1: (В1+C1)

-Читаем задачу номер два. (к условию задачи 1 добавилось: А1=6, В1=7 и вопрос «Какое значение отразится в ячейке Д1 в режиме отображения значений?»)
-что мы уже нашли для решения этой задачи?(формулу, которая будет в ячейке Д1, по которой мы будем искать значение)
-Какое промежуточное значение нам нужно найти?(С1)
-Как его найти?(С1=А1+В1=6+7=13)
-Все ли теперь известно?
-Миша, иди к доске запиши решение
(продолжает под записью решения задачи 1)
С1=А1+В1=6+7=13
Д1=В1+С1=7+13=20
Ответ: 20
-теперь сформулируем обратную задачу
-Что нам будет дано в обратной задаче? (дана формула, которая получится при перемещении и даны ячейка в которую переносили и исходная ячейка(из которой переносили).
- а какой результат мы должны получить?(формулу, которая была записана в исходной ячейке)
-сформулируйте задачу обратную первой задачи. (В ячейку Д1 была скопирована формула (В1+С1) из ячейки С1. Как она была записана (до копирования) в ячейке С1?)
-Ксения, запиши, пожалуйста, краткое условие и решение задачи.
-Остался второй вид задач который мы разбирали на прошлом уроке. Какой это вид?( количества ячеек в диапазоне)
-Прочитайте задачу №3
Подсчитать количество ячеек в диапазоне А2:С5
-как мы это делаем?
( нам нужно определить вид диапазона, мы это делаем, чтобы узнать его структуру, Определяем количество столбцов и строки считаем количество ячеек)
-Самвел, иди к доске реши эту задачу.
А2:С5
Матрица
Столбцов – 3
Строк –4
3*4=12
Ответ : 12 ячеек
-Сформулируйте задачу, обратную 3. (количество ячеек 12. какой может быть диапазон? )
-Какова может быть структура этого диапазона?(он может состоять только из строк, только из столбцов, либо содержать и столбцы и строки)
-Гордей напиши на доске несколько вариантов диапазонов, которые являются решением этой задачи.
4. подведение итогов. Выдача домашнего задания.
5. Практическая работа.