Разработка интегрированного урока по психологии и ИЗО.


Сценарий интегрированного урока психологии — изобразительного искусства
по теме: "Счастье в красках". 6-й класс
Цели и задачи урока:
– соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства;– развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, умение видеть красоту окружающего мира; – воспитывать эмоциональный отклик на цвет, вызвать желание познавать и выражать себя, желание использовать в работе выразительность цвета (тональность оттенков, разнообразное сочетание цветов, музыкальность); – продолжать развивать творческую самостоятельность, коммуникативность.
Оборудование:
репродукции К. Петрова-Водкина“Девушки на Волге”, “Купание красного коня”,П.Пикассо “Старый нищий с мальчиком”, “Девочка на шаре” и др., рис.1 – “Контуры”, рис.2-“Предметы”,
таблица 1 – “Психологическое проявление цвета”, альбомные листы, краски (акварель), цветные карандаши, фломастеры, тетради по психологии, выставка рисунков детей.
Ход урока.
Сл 1 Психолог. – Ребята, нас окружает большое количество информации и знаний. Все они давно систематизированы учеными. И представлены в виде всяких наук: Анатомия - строение тела, 2 . медицина – изучение и лечение болезней человека, . Ботаника-наука о растениях Зоология-наука о животных Экология – взаимное влияние организмов друг на друга с неживой природой. И этих наук много. Сегодня у нас встреча двух предметов – психологии и изобразительного искусства. Интересно, смогут ли они найти общий язык, будет ли вам интересно на таком уроке?
СЛ. 2 Как вы думаете, чем занимается наука- психология. Психология – наука о душе, внутреннем мире человека. Название этой науки пришло к нам с мифов Древней Греции. Психея – прекрасная земная девушка была влюблена в Бога Эрота, сына Афродиты. И этим отношениями Афродита была недовольна и посылала трудности Психее, но девушка все выдержала. По просьбе Эрота Зевс возвел Психею в божество души. Так в переводе с греческого Психея – душа. Логос – наука. Основоположником этой науки стал Вильгельм Вундт.
–Сл. 3 Существует наука о психологии цвета, а психологов, которые изучают воздействие цвета на человеческую психику, называют цветопсихологами. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», трудно представить мир в черно- белом варианте.
Сл. 4 , 5 Преподаватель ИЗО (обращает внимание на репродукции картин) – Цвет изучают не только психологи, но и художники. Они используют полученные знания, создавая неповторимые произведения искусства.
Вы замечали, что цветовая гамма полотен одного художника отличается от цветовой гаммы другого? У многих художников есть свои любимые цвета. Вспомните, кто любил писать свои картины розовым и голубым цветом?
Интересно, что известный художник Пикассо даже разные периоды своего творчества называл “именами” цвета - период голубой, период розовый. Преподаватель дает краткие сведения по картинам.
Психолог. – Характеристика цвета . Влияние цвета на человека. Если человека поместить в черную комнату, то он будет чувствовать страх, печаль, одиночество. А если людей окружают яркие, светлые, теплые то они чувствуют радость, удовольствие, прилив сил. Каким словом можно назвать состояние радости?
Так что же такое счастье?
Читает ученик. Стихотворение «Что такое счастье ?»
Что такое счастье?Счастье это просто!Нет у счастья веса,Нет у счастья роста.
Счастье не измеришьЯркими словами,Счастье не увидишьЯсными глазами.
Как тогда ответить,Что такое счастье?Ведь оно бываетСамой разной масти.
Счастье… это словоМного лиц имеет,Каждый понимаетСчастье, как умеет!
Ребята, мы с вами будем говорить. О счастье, о сущности цвета, о красоте окружающего мира. Как вы думаете, что должно стать итогом нашего урока? Ваши работы, которые будут раскрывать ваш внутренний мир, творческие способности.
Предлагаю высказать свои мысли, что для вас ребята и уважаемые гости значит счастье? (Ответы детей).
Слайды про счастье.
– Физминутка
Руки подняли и покачали
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу..
Руки в стороны – плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложим назад.
Д.В. Итак Тема нашего занятия: «Счастье в красках», Каждый человек понимает счастье по своему. Давайте поговорим о том, какие цвета ассоциируются со словом Счастье. Можно ли изобразить счастье цветом?
А какими цветами любите рисовать вы?
Посмотрите на таблицу цвета….
Обратите внимание, что у вас на столе лежат таблички «Психологическое значение цвета». Они пригодятся вам при работе.
Нарисуйте картину счастья, выразите свои чувства цветом, учитывая значение цвета. Переход к шаблонам.
Тихо звучит классическая музыка.
Работа детей. Размещение работ на стену. Выбирают понравившиеся работы, анализируют.
Психолог.
– Посмотрим еще раз на ваши работы, какие цвета вы использовали в большей мере, в какой меньше?
Каждый использовал тот цвет, который близок. Сегодня мы на уроке доказали своими работами, что счастье можно нарисовать. И выглядит оно ярко, потому что использовали яркие, теплые, радостные и приятные тона цвета.
Явление счастья изучается такими науками как философия, этика, психология, а также богословием. На протяжении тысячелетий тема счастья предоставляет широчайший простор для творчества поэтам, художникам, музыкантам, артистам.
И, конечно, каждый человек, идущий по жизни со всеми ее радостями и заботами, обязательно постигает в пути свое неповторимое маленькое Большое Счастье.Читает ученица. Стихотворение «Счастье, а ты какое?»
Счастье, а ты какое?Можно с тобой проснуться?Сердцем хочу, рукоюТихо тебя коснуться.
Может, зашло ко мне бы,Так … погостить немножко,Вместе со мною с небаЗвезды ловить в ладошку?
Мы улыбнемся людям,Пусть улыбнутся тоже,Знаешь, тогда мы будем,Чуточку все похожи.
Ты подари им РадостьДанной твоей лишь властью ...... Знаешь, я догадалась,Что называют СЧАСТЬЕМ!

Рефлексия.
Преподаватель ИЗО. – Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Перед вами мольберт и табличка с обозначением цвета . Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них.
Мое отношение к уроку
Красный цвет (цветы, сердце) понравилось на уроке
Черный цвет не понравилось на уроке
Желтый цвет (солнце, цветы) узнал новое на уроке
Зеленый цвет
(трава, листья, деревья) я был активен на уроке
Синий цвет
(небо, цветы, вода, облако) я бы хотел, чтобы такие уроки были еще

Вот и сегодня в заключении нашего необычного урока мы угощаем вас хлебом, чтобы каждый ушел с частью жизненного блага. Мы желаем вам быть счастливыми, а это значит радостными детьми.