Урок русского языка в 6 классе на тему Лексические средства связи предложений в тексте


Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Недайвода О.В.
Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте.
Форма урока: комплексное использование различных форм: беседа, применение ИКТ, наблюдение, анализ текста, самостоятельная работа.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами анализа текста.
Цели: формирование умений использовать лексический повтор, синонимы, антонимы, текстовые синонимы, родо-видовыев качестве лексического средства связи;
продолжить развитие познавательной деятельности учащихся, их коммуникативно-речевых навыков  по составлению собственного высказывания;
Образовательные: (формирование познавательных УУД): на основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода в обучении создать условия для формирования у учащихся систематизированного знания о лексических средствах связи предложений в тексте. Формирование способности к рефлексии, фиксирования собственных затруднений, выбора способа деятельности в парах и индивидуально, формирование способности к осуществлению контроля и коррекции.
создать условия для формирования у учащихся систематизированного знания о лексических средствах связи предложений в тексте; повторить сведения и углубить ранее полученные знания; формировать умения и навыки в использовании лексических повторов, синонимов, антонимов, текстовых синонимов, родо-видовых слов.
Развивающие: (Формирование регулятивных и коммуникативных УУД): развивать умения выразительно и правильно читать, анализировать текст; по заданным параметрам организовывать учебную деятельность; совершенствовать коммуникативные умения в устной и письменной форме; обучать умению вести диалог и дискуссию; аргументировать и обобщать; развивать самостоятельность и умение сотрудничать; формировать научное мировоззрение и научный подход к объяснению явления языка.Воспитательные: (Формирование личностных УУД): воспитывать интерес к языковым явлениям, уважение к исследовательскому и творческому труду; совершенствовать культуру речи, диалога, толерантного отношения к товарищам. Использование элементов здоровьесберегающей технологии.
Средства обучения: мультимедийная доска, таблица, распечатанный текст, листы успеха.
Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков: эвристическая беседа, проблемные вопросы, тексты для наблюдения и аналитической работы для формирования познавательных УУД; регулятивных УУД (анализ и синтез изучаемых языковых явлений, сравнение через наблюдения, обобщение материала, структурирование информации при помощи таблиц, графических записей, анализа текста при закреплении материала)
Ход урока HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/06/15/konspekt-uroka-literatury-anmaykov-emshan" HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/06/15/konspekt-uroka-literatury-anmaykov-emshan" Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель: создание
доброжелательной атмосферы,
мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
(1 мин.) Проверка готовности к уроку. Проверяет организацию рабочего места.
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Настроились на рабочую
волну. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и
надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Приветствие учащихся. Проверяют, все ли готово к уроку. Регулятивные УУД: рациональная организация рабочего места, полная готовность к уроку.
Актуализация знаний. Постановка учебной цели.
Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
создать условия через устный опыт учащихся для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. (3 мин.)
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В ней было все, чего мы жали. - Ребята, скажите, можно ли назвать эти предложения текстом?
- Вспомните определение, что такое текст. - Как связаны предложения в тексте? - Какие слова помогают связывать предложения?
Подвожу уч-ся к формулировке темы и целей урока.
- Цели нашего урока — продолжить формировать понятие о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений, научиться определять средства связи предложений в тексте.
Очень часто для выражения мысли бывает недостаточно одного предложения, особенно, если говорящему нужно эту мысль доказать, подробно разъяснить, подтвердить примерами и т. д. В таких случаях люди строят развёрнутые высказывания — тексты, состоящие из нескольких, чаще всего — из многих предложений. Как слова в предложении, так и предложения в тексте связаны по смыслу и располагаются в определённой последовательности. Самостоятельное решение задач. Выполняют синтаксический разбор предложений. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, записывают в тетради. Формулируют цель урока Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные: применение предметных знаний, умений, навыков, УУД в решении учебных задач. Личностные УУД: осознание ценности данного урока, умение и желание учиться, принять цель урока как личную задачу, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Усвоение новых знаний. Цель: познакомить учащихся с лексическими средствами связи предложений в тексте; формировать умение редактировать текст, создавать образные высказывания. (10мин.)
Первичное закрепление знаний. Цель: развивать умения   применять новые знания. (10 мин.) Восприятие и усвоение нового материала.
Организует работу по заполнению таблицы.
Лексические средства связи Лексический повтор синонимы антонимы Текстовые синонимы Родо-видовые слова Работа с презентацией и заполнение таблицы «Лексические средства связи предложений в тексте» : 1.Предложения могут сцепляться при помощи повторения одного и того же слова- лексический повтор. 2.Предложения могут сцепляться при помощи синонимов. 3. Предложения в тексте могут сцепляться при помощи антонимов.
4.Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные по смыслу предложения.
5.Предложения в тексте могут соединяться при помощи родо-видовых слов.
- Заполненную таблицу необходимо вклеить в ваш справочник, выучить теоритический материал. Презентация. Работают с презентацией, заполняют опорную таблицу. Заменяют повторяющееся существительное его синонимами; Соединяют предложения при помощи антонимов. Заменяют выделенное существительное уместным словом в данном контексте. Восстанавливают последовательность предложений в тексте. Самопроверка. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Физ. минутка (пауза релаксации) (2 мин.)
Организует выполнение физминутки, и гимнастики для глаз. Выполняют зарядку для глаз Формирование личностных УУД: реализация установок ЗОЖ.
Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить теоретические знания на практике, выполнять задания обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения и знания на основе языковых понятий. (10 мин.)
Формулирует задание к работа с текстом «Медвежата». Дает задание: «Прочитайте. Скажите, какой недостаток, недочёты вы обнаружили в этом тексте. Что нужно сделать, чтобы текст стал лучше? Отредактируйте его, замените повторяющиеся слова текстовыми синонимами».
Самостоятельно работают с текстом: выявляют недочеты, редактируют текст. Выполняют взаимопроверку.
Формирование познавательных УУД: (с опорой на уже известное); коммуникативных УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества; личностные УУД: формирование критического мышления.Рефлексия деятельности. Цель: Обобщить, сделать выводы, самооценка. (2 мин.) Было ли вам интересно на уроке?
Сумели ли вы приобрести новые знания и умения на уроке?
Сумели ли вы применить свои знания?
Какой отметкой вы бы оценили свою работу на уроке?
Заполните, пожалуйста лист самооценки.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок. Отвечают на итоговые вопросы. Дают самооценку своей деятельности. УУД: познавательные, регулятивные. Формирование компетенций в предметной области – умение обобщать полученные знания и анализировать свою работу, уточнять, достигнуты ли цели, поставленные в начале урока.
Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. (2 мин.) Формулирует домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Осень», употребляя лексические средства связи предложений в тексте. Запись учащимися задания в дневники. Формирование умения самостоятельно применять знания, корректировать свою работу.