Конспект урока русского языка на тему Способы связи предложений в тексте (6 класс)

Конспект урока по русскому языку
учителя русского языка Шандрук Марии Александровны
Класс: 6 «б»
Программа: С.И.Львовой, В.В. Львова
Раздел: Текстоведение.
Тема: Способы связи предложений в тексте (5 часов)
Место урока в теме: 4 урок.
Тип урока: урок обобщения и закрепления
Тема урока: Сочетание разных способов связи предложений в тексте.
Цель: учить находить в тексте сочетание цепного и параллельного способов связи.
Задачи:
Образовательные –
Повторить понятие текста, признаки текста.
Углубить представления о цепном и параллельном способах связи предложений в тексте.
Актуализировать знания о средствах связи предложений в тексте.
Развивающие –
Развивать внимательность.
Развивать умение строить собственное высказывание.
Развивать навык самоконтроля и самоанализа.
Воспитательные –
Воспитывать интерес к родному языку и литературе.

Оборудование: карточки, презентация, проектор, доска, учебники, раздаточный материал (тексты для каждого ученика).

Ход урока.
Оргмомент 2 мин.
Здравствуйте, ребята. Отсутствующие есть? Запишите число, «классная работа». Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела «текстоведение». Слайд 1
Постановка цели урока. 2 мин.
Мы будем говорить о способах связи предложений в тексте. Цель нашего урока: научиться находить в текстах сочетание разных способов связи. Итак, тема урока «Сочетание разных способов связи предложений в тексте».
Актуализация знаний. 3 мин
Слайд 2
Карточки +фронтальный опрос
Прежде, чем мы начнем говорить о сочетании способов связи предложений в тексте, вспомним, а что же такое текст? (набор предложений, связанных по смыслу и грамматически).
Какие признаки текста вы можете назвать? (цельность, связность, завершенность. Цельность текста предполагает наличие темы и идеи. Связность предполагает грамматическую и смысловую зависимость предложений).
Хорошо, ребята. А сейчас давайте с вами поиграем.
Игра «Средства и способы связи». 5 мин
Слайд 3
2 ученика выходят к доске и среди разных лингвистических терминов должны отыскать 1) способы связи предложений в тексте, а 2) средства связи. Записывают на доске, остальные в тетради.

На слайде термины: цепной, параллельный, синоним, антонимы, однокоренные слова, повтор слова, местоимения, описательный оборот, деепричастный оборот, причастный оборот, научный, публицистический, порядок слов, подлежащее, сказуемое, зачин, концовка, развитие темы.
Слайд 4: Верно выбраны 1. способы – цепной, параллельный. 2. средства: местоимения, повторы, описательный оборот, однокоренные слова, синонимы, порядок слов.

Закрепление 10 мин
Чтобы узнать, насколько успешно вы усвоили эти понятия на практике, мы поработаем с текстами.

Слайд 5 1Ах, какая это была мягкая, теплая оттепель!.. 2Кружились снежинки, и в лесу пахло весной. 3Ёжик сидел на крылечке своего домика, нюхал воздух и улыбался. 4«Не может быть,  думал он,  что еще вчера в лесу трещали деревья и сердитый Дед-Мороз скрипел под окнами своими большими валенками, а сегодня его совсем нет!»
1 текст: Знаком ли вам этот отрывок? Сказки о ёжике и медвежонке писал Сергей Козлов. Знаменитый мультфильм «Ежик в тумане» создан на основе текста его сказки. Тема? (Оттепель в лесу).Основная мысль (Мороз недавно скрипел, а сегодня его нет). Цепная связь. Средства связи: повтор, местоимение, тематическая группа (нюхал-пахло). Запишем.
Схема.

Слайд 6. Ёжик стал прикидывать, куда мог спрятаться Дед-Мороз. «Если он влез на сосну,  рассуждал Ёжик,  то где-то под сосной стоят его большие валенки, ведь даже Медвежонок не может влезть в валенках на сосну! А если он совсем ушел из леса, я обязательно увижу его следы!»
2 текст: Тема? (Дед Мороз спрятался).Основная мысль? (Дед Мороз не мог пропасть бесследно). Параллельная связь. Средства связи: местоимение, повтор слова, порядок слов.
Схема.

Молодцы, хорошо разобрались с материалом.
Как вы думаете, всегда ли в тексте присутствует только один способ связи?
Обобщение.
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к стр. 95 теоретическая справка. 2 мин
Закрепление 11мин
Слайд 7 Спишем текст.
Когда все з_бились по своим норкам и стали ждать зимы, (не) ожиданно пр_летел теплый ветер. Он обнял своими широкими крыльями весь лес, и все _жило  з_пело, з_стрекотало, з_звенело.
Вылезли греться на солнышке паучки, пр_снулись з_дремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенек и поднял уши. Ёжик с Медвежонком просто (не) знали, что им делать.
[1] -[2]
| | |
[3] [4] [5]

Орфограммы – правописание приставок, правописание НЕ с разными частями речи.
Тема? (Лес ожил). Основная мысль? (Животные по-разному отреагировали на изменение погоды).
1-2 последовательная связь, 2 -3-4-5 параллельная связь.
Средства связи: Местоимение, порядок слов.

Мы научились находить в тексте сочетания разных способов связи предложений.
Теперь потренируемся создавать тексты с разными способами связи.


Слайд 8
Создайте три небольших текста (по 4 предложения) по схемам, используя исходное предложение.
Тема: Ёжик и Медвежонок ждут Новый год.
Пример:
Цепная связь: Ежик и Медвежонок ждут Новый год. Они приготовили друг другу подарки и придумали поздравления. Как хорошо они подготовились!
Параллельная связь: Ежик и Медвежонок ждут Новый год. Наряжена ёлка. Упакованы подарки. Накрыт праздничный стол.
Цепная+параллельная связь: Ёжик и медвежонок ждут Новый год. Их приготовления уже закончились. Горшочек с мёдом уже стоит на столе. Праздничный торт нарезан на кусочки.

Молодцы, очень интересные тексты у вас получились.
Итоги урока.1 мин
Слайд 9
Что нового мы узнали на уроке? Чему научились? Чем занимались?
Выставление оценок за работу на уроке 1 мин
Домашняя работа. 1 мин
Слайд10
Упр. 223 (2) или 225 сочинение-миниатюра с разными видами связи между предложениями. На выбор.
Спасибо за работу.
Слайд 11
15