ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку развития речи Основные способы и средства связи предложений в тексте.


Тема урока: Основные способы и средства связи предложений в тексте. Текст Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой. Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей. Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста. «Мои мама и папа! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днем я люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик». «Мои мама и папа!Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый.В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу,где я живу. А то вы меня заберете…А еще у нас печка есть теплая. Я таклюблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои мама и папа. Жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей – не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю. А днемя люблю на крышу вскарабкиваться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. Дорогие папа и мама, вы меня просто теперь не узнаете. Хвост уменя крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мнетеперь можно даже зимой на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня непереживайте. Я такой здоровый стал, прямо-ух! Если на выставку попаду, медали мне обеспечены. За красоту и сообразительность. До свидания. Ваш сын – дядя Фарик». Текст – это высказывание на определенную тему.В тексте есть основная мысль.К тексту можно подобрать заголовок.В тексте может быть нарушен порядок предложений.Текст может быть большим и маленьким.В тексте все предложения связаны между собой грамматически.В тексте есть смысл. - Найдите верные утверждения Шарика! Я понял!!!В тексте нельзя нарушать порядок слов, потому что текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Тема урока: Проблемный вопрос: - Я хочу научиться связывать предложения в тексте. - А я хочу запомнить, что для этого нужно знать. Как связываются предложения в тексте? «Основные способы и средства связи предложений в тексте». Это надо знать!- Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов.В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений. (содержит имеющуюся информацию, соединяет предложения, это повторяющиеся слова) (движет мысль,содержит новую информацию) Предложения текста Данное (Д) Новое (Н) Д Н Н Д Вывод:предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений, синонимов. Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически. Разговор двух, реже нескольких лиц называется состоит из . называются слова, обращенные к собеседнику. диалогом. Диалог реплик. Репликой -Тебе, Шарик, все понятно? А то ты у нас, грамотей, только с фоторужьём бегать мастер! - Я, Матроскин, может быть, только начинаю учиться… А про фоторужьё ты зря: сколько полезных собеседников я запечатлел! Задание: найдите «данное» и «новое» в тексте «Диалог». Цепная связь Параллельная связь Способы развития мысли и соединения предложений Н Д Д Н Н Д Н Н Н Н (содержит имеющуюся информацию, соединяет предложения, это повторяющиеся слова) (движет мысль,содержит новую информацию) Предложения текста Данное (Д) Новое (Н) Д Н Н Д Вывод:предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений, синонимов. Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически. Домашнее задание. Составить текст, озаглавить его, записать и подчеркнуть сцепляющие слова. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ