Презентация Текст. Способы и средства связи предложений в тексте


Седьмое сентября Классная работаТекст. Способы и средства связи предложений в тексте. ТЕКСТ (от лат. textum – ткань, связь, соединение) Несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью


Абзац- это группа предложений, связанных законченной мыслью, выделенная и способствующая легкому чтению и восприятию написанного. Абзац состоит из нескольких логически связанных предложений. Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати. А. Кантемир Работа с учебником Стр.14-15, упр.18 Какой из предложенных примеров является текстом? Почему?А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов)В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин) Запишите предложения так, чтобы получился текст.Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.Над соседним лесом показался краешек солнца.Луг весь засверкал, заискрился.        Восстановите строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева . Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,Весна, со двора, гонит, И.Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли. Зима недаром злится,Прошла ее пора – Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.И все засуетилось,Все нудит Зиму вон –И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев Основные виды грамматической связи между частями текста цепная Второе предложение цепляется с первым, третье – со вторым и т.д. Особенности: 1. Повтор ключевого слова2. Замена ключевого слова синонимом или синонимичным оборотом3. Замена ключевого слова местоимением4. Повтор того или иного члена предложения параллельнаяПредложения не цепляются одно с другим, а сопоставляются Особенности: 1. Одинаковый порядок слов2. Одинаковые грамматические формы членов предложения3. Вводные слова, указывающие на порядок мыслей и связь между ними4. Иногда повторение первого слова 123 2134 Средства связи предложений в текстеЛексические: антонимы, лексический повтор, описательный оборот, синонимы.Морфологические: местоимение, союз. АнтонимыПредложения в тексте могут сцепляться при помощи антонимов. Например: «У природы много друзей. Недругов у нее значительно меньше.» Лексический повторПредложения могут сцепляться при помощи повторения одного и того же слова: «Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.» Описательный оборотПредложения могут сцепляться при помощи описательных оборотов: «Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.» СинонимыПредложения в тексте могут сцепляться при помощи синонимов: «В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.» Текстовые синонимыТекстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные по смыслу предложения: «Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла МестоимениеМестоимения третьего лица единственного и множественного числа часто выступают в роли сцепляющих слов: «Родина! Она всегда прекрасна.» СоюзСоюзы могут соединять предложения в тексте, а также смысловые части текста: «…На реке стоял полный штиль - ни всплёска, ни рябинки. Лазурная безмятежность тоже ничего дурного не предвещала.» Синтаксические средства связиСинтаксический параллелизм.Парцелляция .Использование; неполных предложений, вводных слов и предложений, обращений,риторических вопросов, прямого и обратного порядка слов. Сегодня на урокея узнал(а) я научился(лась) П.2, упр.20(письм)Домашнее задание