Урок русского языка в 7 классе на тему «Страдательные причастия настоящего времени»


Урок русского языка в 7 классе на тему «Страдательные причастия настоящего времени»
Цели:
1. Образовательные – изучение образования страдательных причастий настоящего времени, формирование навыка написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
2. Развивающие - развитие речи учащихся, способностей сравнивать и анализировать языковые явления
3. Воспитательные - воспитывать любовь к изучению предмета.
Выборочный диктант: из данного перечня выпишите только страдательные причастия, распределяя их на две колонки: 1) страдательные причастия настоящего времени; 2) страдательные причастия прошедшего времени:
(1) Скачущие кони, (2) неизученная дорога, (3) программа выполнена, (4) раненный пулей боец, (5) слабо озаряемая, (6) рассматриваемый проект, (7) запущенный на Луну, (8) лечащий врач, (9) услышанные шаги, (10) фаршированный мясом, (11) едва видимая, (12) заполняемый учителем, (13) растаявший снег, (14) рассказываемый сказочником, (15) возвращаемая учеником книга.Ключ:
№ Страдательное причастие настоящего времени Страдательное причастие прошедшего времени
1. (5) озаряемая (2) неизученная
2. (6) рассматриваемый (3) выполнена
3. (11) видимая(4) раненный
4. (12) заполняемый (7) запущенный
5. (14) рассказываемый (9) услышанные
6. (15) возвращаемая (10) фаршированный
Алгоритм образования страдательных причастий настоящего времени:
Суффиксы -ом-, -ем- - от глаголов I спряжения: читаемый, ведомый.
Суффикс -им- - от глаголов II спряжения: гонимый.
Для образования страдательных причастий настоящего времени нужно:
1. Поставить глагол в форму 3 лица множественного числа настоящего времени.
2. Отбросить окончание глагола.
3. Прибавить суффикс причастия, учитывая спряжение глагола:
Носить – носят – носимый.
Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:
Образец: гнать – гонят – гонимый.
(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:
Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.
(1) Ученик, возвраща...щий книгу; (2) строители, восстанавлива...щие здание; (3) люди, возрожда...щие город; (4) собеседники, возобновля...щие разговор; (5) вода, враща...щая турбины; (6) хирург, опериру...щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.
Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:
(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.
Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:
(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.
Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:
Образец: гнать – гонят – гонимый.
(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:
Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.
(1) Ученик, возвраща...щий книгу; (2) строители, восстанавлива...щие здание; (3) люди, возрожда...щие город; (4) собеседники, возобновля...щие разговор; (5) вода, враща...щая турбины; (6) хирург, опериру...щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.
Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:
(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.
Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:
(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:
Образец: гнать – гонят – гонимый.
(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:
Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.
(1) Ученик, возвраща...щий книгу; (2) строители, восстанавлива...щие здание; (3) люди, возрожда...щие город; (4) собеседники, возобновля...щие разговор; (5) вода, враща...щая турбины; (6) хирург, опериру...щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.
Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:
(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.
Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:
(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:
Образец: гнать – гонят – гонимый.
(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:
Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.
(1) Ученик, возвраща...щий книгу; (2) строители, восстанавлива...щие здание; (3) люди, возрожда...щие город; (4) собеседники, возобновля...щие разговор; (5) вода, враща...щая турбины; (6) хирург, опериру...щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.
Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:
(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.
Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:
(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:
Образец: гнать – гонят – гонимый.
(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:
Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.
(1) Ученик, возвраща...щий книгу; (2) строители, восстанавлива...щие здание; (3) люди, возрожда...щие город; (4) собеседники, возобновля...щие разговор; (5) вода, враща...щая турбины; (6) хирург, опериру...щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.
Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:
(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.
Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:
(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.