Презентация для учителей на тему Психологическое исследование адаптационного периода первоклассников на начало учебного года.


Психологическое исследование адаптационного периода первоклассников на начало учебного года . Педагог- психолог: Щеглова М.А. Цель обследования: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.Задачи обследования: Ранняя диагностика симптомов дезадаптации и факторов риска. Выявление групп школьников, испытывающих трудности в обучении, общении, в усвоении школьных правил. Предупреждение и преодоление дезадаптации. В ходе диагностики изучалось следующее:Внутренняя позиция школьника – отношение учащихся к учебной деятельности и школе в целом.Мотивация – желание ребенка учиться.Эмоциональное состояние – как чувствует себя ребенок в различных учебных ситуациях, выявляется общее эмоциональное состояние и самооценка учащихся. Школьная тревожность – уровень школьной тревожности. Работоспособность – уровень физической энергии.Особенности поведения. №Название методики (автор)Исследуемая функция1.Беседа о школе (Т.А. Нежнова)Исследования «внутренней позиции школьника 2.«Домики» (Н.И. Гуткина )Выявления полюса преобладающих эмоций по отношению к школе и школьному обуче­нию 3.«Мышление и речь».Уровень развития мышления и речи4.Методика Н. Г. ЛускановойОпределение уровня школьной мотивации.5Наблюдение.Исследование проводилось с помощью следующих методов: Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, средним и низким.Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению Результаты обследования 1-х классов.В 1-х классах высокий уровень адаптации наблюдается у 14% учащихся (10 человек).Средний уровень адаптации у 45 % (32 человек) учащихсяУ 38% (27 человека) обучающихся адаптация проходит на уровне ниже среднего и У 3% ( 2 человека) адаптация проходит на низком уровне. Сравнение результатов адаптации 2013 и 2014 годов. 1 Общий график адаптации 1-х классов к школе на сентябрь 2014г2 Общий график адаптации 1-х классов к школе на сентябрь 2013г Анализируя полученные результаты, можно сказать, что большинство учащихся находятся  на уровне возрастной нормы. Таким образом «группу риска» составили ребята, имеющие или негативное эмоциональное отношение к школе,  низкие показатели по развитию мышления и речи или непродуктивную мотивацию.(29 учащихся) Трудности адаптации первоклассников в школе- Маленький словарный запас, не все дети знают свою фамилию и отчество, времена года и их особенности и т.д. - Плохо развита связная речь.- Низкая учебная мотивация . - Слабая дисциплина. - Плохо развита мелкая моторика рук. - Развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам)- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/). Обратить внимание на зависимость детей: от компьютера, телефонов, планшетов и т.д. Такие виды деятельности не дают ребенку полноценного отдыха после учебного дня, и способны вызвать усталость, раздражительность, угнетение эмоционального состояния. Особое внимание следует обратить на следующие параметры: зависимость детей: от компьютера, телефонов, планшетов и т.д. Такие виды деятельности не дают ребенку полноценного отдыха после учебного дня, и способны вызвать усталость, раздражительность, угнетение эмоционального состояния. Степень поддержки первоклассника дома, т.е. каким образом родители помогают ребенку, как поддерживают в ситуациях неудачи, занимаются ли с ним учебной деятельностью, как поощряют ребенка и т.д. В следствии этого адаптационный период может затянуться, либо перейти в негативную сторону. Рекомендации педагога-психолога по адаптации первоклассников. Нужно понимать, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками. Педагог должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.Необходимо позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. При использовании игровых психологических методик, нужно создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться Творческих успехов!Спасибо за внимание!