Исследование по экологии в ДОУ Электронные дидактические игры как средство обобщения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии.


Электрнные дидактические игры как средство обобщения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных организациях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой — одна из составных частей этого процесса. Живая природа — это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным, к которым относятся и беспозвоночные.
Беспозвоночные, многочисленная группа животных, лишенных позвоночника. Вопросами изучения беспозвоночных животных занимались такие ученые, как Ж.Б.Ламарк[17], К.Н. Паффенгольц[31]. Ж.Б. Ламарк[17] ввел понятие «беспозвоночные». Описал их виды и классы.
Некоторые комплексные вариативные программы, такие как «От рождения до школы», «Детство», «Мир открытий» и парциальные программы «Экологическое воспитание в детском саду» и «Живая экология» предусматривают знакомство с беспозвоночными. Но при этом в программах нет определений беспозвоночных и методики организации наблюдений за ними. Так же не указан возраст детей, в котором необходимо начинать знакомство с беспозвоночными.
Одним из эффективных средств обобщения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных является электронная дидактическая игра.
Исследования А.И. Сорокиной[39], Н.К. Крупской[16], Н.Ф. Виноградовой[7] показали важность использования дидактической игры в дошкольном возрасте. По мнению А.И.Сорокиной[39], дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей[39].
Вопросами внедрения электронных игр в практику работы детских садов, занималась С.Л. Новоселова[29]. Ею были разработаны требования к электронным играм, к компьютерному классу.
Компьютерная игра - одно из основных и массовых применений микропроцессорной вычислительной техники, относящейся к досугу, воспитанию и образованию[3]. Как правило, данные игры вводятся в работу со средней группы детского сада. Отметим, что использование электронных дидактических игр является не целью, а средством обобщения и систематизации представлений детей о природе и о беспозвоночных, в частности.
Актуальность определяется тем, что необходимо обобщать и систематизировать представления детей.
Анализ практики детского сала показал, что электронные дидактические игры недостаточно используются, как средство обобщения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью организации работы по обобщению и систематизации представлений о беспозвоночных Удмуртии с детьми старшего дошкольного возраста по средствам электронных дидактических игр и отсутствием разработанной последовательности по ее реализации.
На основе этого противоречия мы определяем проблему исследования- какова последовательность работы по обобщению и систематизации представлений о беспозвоночных Удмуртии с детьми старшего дошкольного возраста, посредствам электронных дидактических игр.
Объект исследования: процесс обобщения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии.
Предмет исследования: последовательность использования электронных дидактических игр как средства обобщения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии.
Объект и предмет определили цель исследования: выявление последовательности организации процесса обобщения и систематизации представлений о беспозвоночных Удмуртии с детьми старшего дошкольного возраста посредствам электронных дидактических игр.
Гипотеза исследования – если использовать определенную последовательность в применении электронных дидактических игр в воспитательно – образовательном процессе, то обобщение и систематизация представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии будут наиболее эффективными.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и апробировать систему работы по обобщению и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии.
3. Сформулировать и провести контрольный этап эксперимента.
4. Провести формирующий эксперимент.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, систематизация, рассказ, беседа.
Для подтверждения или опровержения гипотезы нами была проведена экспериментальная работа, которая включает в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего эксперимента было выявление исходного уровня сформированности представлений о беспозвоночных у детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе эксперимента мы ставили пред собой решение следующих задач:
провести анализ воспитательно-образовательной работы по данной проблеме;
2) выявить исходный уровень сформированности представлений о беспозвоночных Удмуртии у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы мы выяснили, что 50% детей имеют низкий уровень представлений о беспозвоночных Удмуртии. Можно сделать вывод, что существует необходимость в проведении целенаправленной педагогической работы в данном направлении.
Получив данные, мы разделили группу детей на две подгруппы: контрольную и экспериментальную. Дальнейшую работу мы проводили с экспериментальной группой.
Формирующий эксперимент включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На данном этапе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:
определить систему работы по проблеме обобщения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии посредствам электронных дидактических игр.
Подобрать электронные дидактические игры, способствующие обобщению и систематизации представлений о беспозвоночных Удмуртии.
3)Разработать конспекты занятий по обобщению и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии.
Подготовительный этап:
Целью которого, было формирование представлений детей о беспозвоночных Удмуртии. На данном этапе нами была проведена беседа с детьми, в ходе которой, мы раскрыли понятие «беспозвоночные», рассказали о беспозвоночных животных. А именно о их строении, месте обитания, способах питания.
Задачи: 1.Раскрыть понятие «беспозвоночные».
2.Показать представителей класса беспозвоночных.
3. Рассказать о роли беспозвоночных в жизни человека.
Методы и приемы: рассказ, показ картинок.
Основной этап.
Его целью была организация работы по обобщению и систематизации представлений о беспозвоночных родного края с детьми старшего дошкольного возраста по средствам электронных дидактических игр. Для реализации данного этапа, нами были разработаны электронные дидактические игры: «Беспозвоночные животные Удмуртии», «Кто, чем питается», проведена работа с ними. При использовании данных игр в такой последовательности, мы получили эффективные результаты, так как игры взаимодополняют друг друга.
Задачи: 1. Написать конспект занятия.
2. Подготовить оборудование для проведения занятия (компьютер, электронные дидактические игры).
3. Провести занятие с использованием компьютера.
Методы и приемы: беседа, игра на компьютере.
Заключительный этап.
Целью которого, была организация работы по закреплению представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии. На данном этапе нами была проведена игра «Четвертый лишний». Благодаря этой игре, дети закрепляли полученные представления о беспозвоночных в интересной для них форме.
Задачи: 1. Написать конспект занятия.
2.Провести занятие с использованием компьютера.
Методы и приемы: непосредственно игра на компьютере.
Для подтверждения гипотезы и эффективности разработанной нами системы работы по использованию электронных дидактических игр как средства обобщения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии, мы провели контрольный эксперимент. В нем участвовали дети контрольной и экспериментальной групп.
Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о беспозвоночных Удмуртии.
Для оценки результатов нами были использованы методы констатирующего эксперимента. По результатам беседы было выявлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения представлений о беспозвоночных Удмуртии.
Дети уверенно отвечали на вопросы, легко сопоставляли способы питания беспозвоночных с их местом жительства. А именно, дети, называя место обитания улитки, говорили, что она питается травой, любит влагу. Дождевой червь живет в земле, у него нет зубов, он питается землей.
В ходе контрольного этапа эксперимента нами было выявлено, что уровень детей экспериментальной группы стал выше в сравнении с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Так, в экспериментальной группе было 56% детей с высоким уровнем, 34% - средний и 10% - низкий.
Таким образом, нами было выявлено, что после проведения работы, с использованием электронных дидактических игр, 78% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень представлений о беспозвоночных Удмуртии, 22%- средний, 0% -низкий уровень.
Дети уверенно отвечали на задаваемые вопросы, могли соотносить место обитания и способ питания. Называли части беспозвоночных, например, у улитки - катушки есть раковина, панцирь, у дождевого червя нет зубов, поэтому он не может питаться корнями, и ест землю.
В контрольной группе произошли незначительные изменения сформированности представлений о беспозвоночных Удмуртии, число детей с низким уровнем уменьшилось с 44% до 33%. Дети научились узнавать беспозвоночных животных, изображенных на картинке, некоторые называли место обитания и способ питания, но не соотносили их.
В частности, 23% - детей контрольной группы имеют высокий уровень представлений о беспозвоночных Удмуртии, 44%- средний и 33%- низкий уровень. Таким образом, можно сказать, что в контрольной группе произошли незначительные изменения.
Дети узнавали беспозвоночных, называли их, но не соотносили место обитания и способ питания, неправильно называли части тела беспозвоночных.
Результаты контрольного эксперимента показали, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, использование определенной последовательности, в применении электронных дидактических игр в воспитательно – образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста способствует повышению сформированности представлений о беспозвоночных Удмуртии.