Статья Внеурочная деятельность как форма познавательной активности младших школьников


Слайд 1
Внеурочная деятельность как форма познавательной активности младших школьников
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, и ей уделяется не меньшее значение, чем организации учебных занятий. Мы неоднократно говорили о том, что планируемые результаты представлены предметными, метапредметными и личностными результатами и что их достижение осуществляется не только через учебную, но и внеурочную деятельность. Урочная деятельность традиционно осуществляется через урок.
Слайд 2
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной (кружки, экскурсии, конкурсы, олимпиады, конференции и т.д.).

Слайд 3
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку;
- улучшить условия для развития ребенка, вызвать интерес к предмету;
-привить навыки самостоятельной работы,
- учесть возрастные и индивидуальные особенности.
Слайд 4
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности Слайд 5
детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Слайд 6 Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Раскрыть талант, развить познавательную активность призвана внеурочная деятельность.
Слайд7Интеграция учебной и внеучебной деятельности представлена в таблице
Деятельность на уроке Внеурочная деятельность
Создаем единую целостную картину мира Расширяем и углубляем представления о мире
Развиваем базовую систему УУД Расширяем и углубляем систему УУД
Действуем под руководством учителя Действуем максимально самостоятельно, применяя на практике свои знания и умения
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, формирование универсальных учебных действий. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и Слайд8
специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Таким образом, Слайд 9 целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися (личностных, метапредметных, предметных).
Слайд 10
Практика работы показывает, чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности, тем больше возможностей для развития ребёнка, его познавательной активности, а также для развития УУД: личностных и метапредметных (личностные – обеспечивают жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; регулятивные обеспечивают организацию деятельности; коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других, создают условия для продуктивного взаимодействия, сотрудничества; познавательные - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации).
Слайд 11
«…замечательные, блестящие уроки есть там,  где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков,  где имеются и применяются самые разнообразные  формы развития учащихся вне уроков »
В.А.Сухомлинский
Слайд 12
Одной из форм внеурочной деятельности является кружковая работа по предметам, которая представлена направлениями:
-спортивно-оздоровительное;
-общекультурное;
-социальное;
-общеинтеллектуальное;
-духовно-нравственное.
Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете или в журнале может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся. Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся. В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни.
Слайд 13
Остановлюсь на деятельности кружка «Юный краевед», который работает на базе литературно-краеведческого музея И.А.Бунина.
Слайд 14- создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения всего классаЦель:
Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития познавательной активности.
Слайд 15
Задачи:
- расширение и углубление знаний учащихся;  - обучение приемам исследовательской и творческой деятельности; - воспитание у  учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; - создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения всего класса (подготовка экскурсоводов).Слайд 16
Расширение и углубление знаний учащихся
1) В учебниках по литературному чтению изучается 1-2 произведения И.А.Бунина в год (не во всех программах начальной школы и только в последнее время). Рамки кружка позволяют заниматься творчеством поэта-земляка 35 часов в год. Более полно изучается биография, анализируются стихотворения, в классе ведётся поэтическая тетрадь. Всё это позволяет участвовать в различных конкурсах, члены кружка являются активными участниками, победителями и призёрами дистанционных олимпиад по литературному чтению.
Бунинские чтения, проходившие в прошлом учебном году, не могли оставить без внимания участники кружка. Сразу в нескольких номинациях принимали они участие и стали победителями и призёрами («Художественное творчество», «Художественное слово», «Вокал»). Особо стоит отметить работу родителей, которые помогали отбирать стихотворения для номинаций, писали музыку к стихотворениям.
Слайд 17
Обучение приемам исследовательской и творческой деятельности
2) Готовят реферативные выступления по литературному чтению и защищают свои рефераты на заседании секции «Юниор», гимназической конференции «Ступени».
Слайд 18
Воспитание у  учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной3) С удовольствием участвуют в проектной работе (последняя - сбор материала и выпуск стенгазет: разделились на звенья, подобрали материал и выпустили газеты, посвященные дню рождения И.А.Бунина). Активное участие принимали и родители: помогали в оформлении , подборе материала и отборе стихотворений для газет. Это были коллективные работы, которые принесли радость от совместного творчества. Итоги этой работы были подведены на заседании литературной гостиной, которое состоялось в конце четверти.
Слайд 19
Создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения всего класса
4) На занятиях дети выясняют, кто такой экскурсовод и каковы его трудовые обязанности (профориентация).
Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.
Работа кружка «Юный краевед» многообразна: это не только экскурсии, мероприятия, уроки. Музей необходимо содержать в порядке: вести документацию (инвентарные карточки, книги учёта), ухаживать за предметами, проверять экспонаты, проветривать, протирать пыль.
Слайд 20
Кружковая работа этого направления имеет большие возможности для интеграции с другими учебными предметами: литературное чтение, окружающий мир, история, технология, музыка, изобразительное искусство. Дети учатся друг у друга. Видят, как трудятся в музее старшеклассники, какую огромную работу они делают для возвращения имени Бунина на Липецкую землю, и малышам хочется не отставать от них.
Слайд 21
И в этом, несомненно, большая заслуга произведений Бунина, которые открывают для себя младшие школьники. В этом и заслуга музея Бунина в гимназии, ведь благодаря той огромной работе, которая проведена при создании музея, имя Бунина стало намного ближе и педагогам, и родителям, и ученикам.
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, приходится постоянно расширять свои познания в области литературы, следить за новостями музейной педагогики, что благотворно сказывается и на качестве  уроков.
О пользе кружковой работы можно говорить долго, польза несомненна. Но существует ряд проблем, о которых тоже хотелось бы сказать.
Слайд 22
Кружковая работа по предметам ведётся практически только в начальных классах, но с двух часов снизилась до одного часа в неделю. Из статистики ГСОКО можно отметить, что идёт уменьшение кружков по годам, и это связано с занятостью кабинетов.(Доп.обр.-платные услуги, прощаемся с кружковой работой)
Учителя неохотно берут часы кружковой работы, т.к. нет государственных программ, подготовка к занятию колоссальная, оплата составляет 70-80 рублей
Хотелось бы, чтобы к ведению кружков привлекались специалисты учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
Слайд 23
Конечно, это не решить рамками одной гимназии, но если мы говорим о несомненной пользе внеурочной деятельности, необходимо эти проблемы обозначить.