Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС.


Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Питилимова Ирина Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП № 65 города Кирова
Аннотация.
Развитие интеллектуальных способностей – важнейшая задача начального образования, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в своих способностях .В данной статье приведены виды работ по развитию интеллектуальных способностей младшего школьника.
«Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными
мы им предоставляем»
Глен ДоманОсновная задача школы - целостное развитие личности и готовность к дальнейшему развитию.
«Обучение - это лишь один из лепестков цветка, который называется воспитанием в широком смысле слова. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка у цветка. В воспитании все главное - и урок, и развитие различных интересов у детей после уроков, и отношения воспитанников в коллективе».
Сухомлинский В. А. видел задачу школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни»
Поэтому основной целью учителей начальной школы является создание условий для развития интеллектуальных способностей младших школьников, сформировать прочные знания по предметам, развивать интеллектуальные способности.
Задачи:
Выявить первоначальный уровень развития интеллектуальных способностей каждого учащегося.
Построить систему работы так, чтобы учение каждого ребенка происходило при максимальном напряжении его сил.
Информировать родителей об успехах и проблемах их детей, привлекая родителей к совместной деятельности.
Поэтому мною выбрана следующую тема:
«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС».
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Моя основная задача – раскрепостить мышление каждого ребёнка, использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к социальным воздействиям. На это же ориентирует нас ФГОС НОО. Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить. Поэтому на первый план образования выдвигается задача развития каждого школьника. Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Где и как мы можем развивать познавательные и интеллектуальные способности?
Основные формы работы, которые использую в своей работе:
- урок
- предметный кружок
- внеурочная деятельность
 -интеллектуальные игры- олимпиады
При дефиците внимания, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь перед окружающими, формируется чувство отчуждённости. В силу возрастных особенностей сегодняшние дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию, как положительному, так и отрицательному. Они отличаются взрослостью суждений, практичностью в поступках, но все испытывают затруднения в общении, взаимодействии, сотрудничестве. Поэтому основным принципом в своей работе я считаю принцип сотрудничества.
 Где и как мы можем развивать познавательные и интеллектуальные способности?
 Урок.
Интенсивное развитие интеллекта у ребёнка происходит в младшем школьном возрасте. Интеллектуальные способности развиваются в деятельности и для их развития нужна высокая познавательная активность детей. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда ученики вовлекаются в систематическую познавательную деятельность. От степени увлечённости зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.
На своих уроках часто предлагаю детям задания типа: «догадайся», «подумай», «что изменилось», «установи закономерность», «расшифруй», «составь фигуру», «разгадай ребус» - которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.
Домысливание
1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.Например, на урок русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему:
.
В процессе выполнения упражнений у учащихся развиваются умения выражать суждения, осуществлять основные мыслительные операции.у учащихся"ыполнения упражнений по теме " задач, показать каждому ученику, что обдумывание и нахождение правильного ответа може
Например, нам уроке математики во 2 классе «Страничка для любознательных» можно предложить задачу:
 Два ананаса весят столько же, сколько 4 яблока, а одно яблоко – столько, сколько 3 абрикоса. На одной чаше весов – два ананаса. Сколько абрикосов надо положить на вторую чашу для равновесия?
2) Предлагается тема урока и слова "помощники":
ПовторимИзучимУзнаемПроверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют задачи урока.
3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например : для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …
На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
Играть– играл– играю–…Читать – читал – читаю –…
4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.
Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
( 63 + 7 ) : 1024 : ( 16 –  4 * 2 )( 42 – 12 + 5 ) : 7
Проблемная ситуация 
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема: –Самостоятельное решение–Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения–Постановка задачи урока.Например, на уроке математики по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:
12 х 8 17 х 3
48 : 16 90 : 10
15 х 4 81: 27
На урок русского языка по теме "Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками" можно предложить желающим записать на доске ряд слов и по возможности объяснить правописание (Слова дети могут написать по зрительному опыту знакомства с ними): семья, варенье, подъезд, вьюга, съемка.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или за недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
1. Разгадайте правило и вставьте числа в пустые «окошки»:

. На этом рисунке вы видите часть узора, образованного одинаковыми окружностями. Нарисуйте еще несколько окружностей, составляющих этот узор. Раскрасьте его.

Внеурочная деятельность.
- Мы создаём условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями.
- Формируем у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
- Развиваем самостоятельность, творческую активность и познавательные способности младших школьников.
Кроме уроков и внеурочной деятельности существуют другие формы развития интеллектуальных способностей, ставшие традиционными в нашей начальной школе. В своей практике использую интеллектуальные игры по предметам. Интеллектуальные игры – это соревнование мыслительных способностей учащихся по предмету. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому игра учит детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и опыта.
Высокая эффективность развития интеллектуальных способностей достигается, если такая работа ведётся систематически, а не от случая к случаю.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения. Детям необходимо ощутить радость учения, успех, а учителям - результаты. Мои ученики с удовольствием участвуют в различных интеллектуальных конкурсах: «Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок», «Человек и природа», интеллектуальный марафон по 4 предметам «Знаток», участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Главная цель этих конкурсов – привлечь как можно больше ребят к решению непростых задач, показать каждому ученику, что обдумывание и нахождение правильного ответа может быть делом увлекательным.
Обучение не только увлекательно, но ещё и процесс, требующий от каждого человека много усилий и работы над собой. Учение может и должно приносить много радости! Мы провели анкетирование среди учеников нашего класса и выяснили, в какие моменты они испытывают радость от учения.
Радость испытывают 70% учеников, когда справляются со сложной задачей.
Когда не задают домашнее задание, всего лишь 5% учеников радуются.
Хорошим отметкам рады 100%.
Когда учитель рассказывает о чём-нибудь интересном и необычном, испытывают радость 90%.
80% радуются, когда выполняют задания, в которых нужно придумать необычные решения.
Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Опыт моей работы по теме ориентирован на:
- положительную динамику результативности обучения, воспитания и развития
обучаемых;
- активное участие младших школьников в муниципальных,
межрегиональных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах и достижение высоких результатов в них;
- рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, кружках и клубах по интересам;
- активное участие учащихся во внеклассной работе;
- высокий уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы;
- высокий уровень сплочённости детского коллектива.
Интеллект - это способности мышления. Интеллект не даётся от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни.
Литература:
1.Федеральные государственные стандарты начального общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2011.
2.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".
3. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966.4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.