Календарно тематическое планирование для учащихся 6-го класса по физической культуре


Структура программы:
1.Содержание программы
2. Пояснительная записка
3. Учебно - тематический план
4. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы само регуляции и самоконтроля.5. Список литературы и средства обучения.
6. Формы организации и планирование образовательного процесса.
1.Пояснительная записка
Целью физического воспитания в школе является создание условий для овладения знаниями об основах физической культуры и здоровом образе жизни, для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков.
1.Общая цель обучения  - учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует познавательную и социокультурную цели.2. Познавательная цель - предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре.3. Социокультурная цель - подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий, как показателя физической культуры человека. В соответствии с целью учебного предмета «Физическая культура» формулируются:
- на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;
- на обучение основам базовых видов двигательных действий;
- на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состоянии здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
- на углубленное представление об основных видах спорта;
- на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятия любимым видам спорта в свободное время;
- на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов направлены:
1. На содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитания ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;
2. На обучение основным базовых видов двигательных действий;
3. На дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
4. На формирование знаний о личной гигиене, режим дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
5. На углубленное представление об основных видах спорта.
6. На приобщение у самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любым видом спорта в свободное время;
7. На формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
В основу рабочей программы положены современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии:
1. Создать  такую рабочую общеобразовательную программу, которая формирует и обеспечивает здоровье учащихся
2. Создать условия для заинтересованного отношения учащихся к учебе
3. Включать в процесс занятий элементы активного отдыха
4. Обеспечивать необходимые гигиенические условия в учебных помещениях
Личностно – ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
Информационно – коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Для более качественного освоения предметного содержания предмета физическая культура образовательный процесс подразделяются на три типа: с образовательно – познавательной, образовательно – предметной и образовательно – тренировочной направленностью:
образовательно – познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного учебного материала;
образовательно – предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки;
образовательно – тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее влияния на развитие систем организма.
Домашние задания по предмету " Физическая культура".
Цель домашних заданий - способствовать успешному овладению двигательными навыками, развитию двигательных качеств , выполнению требований учебной программы.
В практики применяются два вида домашних заданий системные и тематические. Системные задания на протяжении всего учебного года по содержанию одни и те же , дифференцируется только нагрузка при их выполнении количество подходов. Они направлены на достижение и поддержание оптимального развития двигательных качеств. Тематические домашние задания решают задачу целенаправленной подготовки обучающихся к освоению отдельных разделов учебной программы, играющих главенствующую роль при освоении того или иного учебного материала.
Для успешного выполнения домашних заданий необходимо соблюдать ряд условий:
Обучающийся должен знать требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств, которые они должны достичь в своем возрасте;
Необходимо заинтересовать обучающихся в выполнении домашних заданий, убедив их в практической пользе;
Изучать с обучающимися на уроке материал домашних заданий;
Сообщать обучающимся сроки проверки домашних заданий;
Фиксировать в рабочей программе системные задания;
Ориентировать обучающихся на соблюдение правил СаНПиН при выполнении домашних заданий, мер безопасности;
Сроки выполнения домашних заданий могут быть:
- долговременными - на 30 дней и более;
- средней длительности - на две недели, на определенную серию уроков, в течение которых проходит обучение тому или иному двигательному действию;
- кратковременными - на неделю , до следующего урока.
Контроль домашних заданий может осуществляться, прежде всего, на уроках и может состоять в проверке: правильности выполнения упражнений, сдвигов количественных и качественных показателей, повышения уровня физической подготовленности, выполнения теоретических заданий.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон " О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 г.№ 329-ФЗ( ред. от 21.04.2011г);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. №751;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. №1312( ред. от 30.08.2010г.);
- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. №1235;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. №1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. №163-р.
3) Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы ( 105 часов – 3 раза в неделю) " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов". В.И. Ляха, А.А. Зданевича. ( М.: Просвещение, 2011).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет " Физическая культура" вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 68( 105) часов в год.
Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать следующие учебники: Виленский, М.Я. Физическая культура.5-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждение/ М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, М.И.Туревский; под общ.ред. М.Я. Виленского. - М.:Просвещение,2011.
Лях, В.И. Физическая культура.8-9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.И. Лях, А.А. Зданевич; под оющ.ред. В.И. Ляха._ М.: Просвещение, 2011.
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент ( лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету " Физическая культура".
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается , 5по 8 классы – три часа в неделю. Основное время отводится на раздел «Физическое совершенствование».
Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается , 5по 8 классы – три часа в неделю. Основное время отводится на раздел «Физическое совершенствование».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы образовательного курса:
повышение мотивации к здоровому образу жизни;
снижение заболеваемости среди детей;
представление о разнообразном мире движений;
систематичность и регулярность к занятиям физическими упражнениями;
интерес к игровой деятельности;
Формы организации и планирование образовательного процесса.
Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.      В основной школе уроки физической культуры, как уже говорилось, подразделяются на три типа с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.      На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методических разработок учителя. Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.      Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные, так называемые тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготовительную часть самостоятельно (или с небольшой группой школьников по заранее разработанному им или учителем плану).      Во-вторых, в основной части урока выделяют, соответственно, образовательный и двигательный компоненты.
Образовательный компонент включает в себя сообщение учителем учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность отведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20 мин.      Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте.      Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.      Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится для решения какой-либо одной задачи.      В-третьих, продолжительность заключительной части урока будет зависеть от продолжительности основной части, но не должна превышать 5—7 мин.      Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их выполнения и т. п.).      В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков следующие:      — планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление; совершенствование;      — планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.      После решения задач обучения планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота — сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности) — выносливость (общая и специальная).      Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.      Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо давать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма.      Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьников обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.      Отличительными особенностями целевых уроков являются:      — обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;      — планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7—9 мин);      — использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;      — обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

Формы и виды контроля
педагогический контроль выполняет, как минимум две функции:
- с одной стороны, результаты контроля дают объективную картину состояния изучаемого объекта;
- с другой - позволяют выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения хороших результатов в будущем.
Эта - вторая функция педагогического контроля в физическом воспитании чрезвычайно существенна, ибо имеющиеся огрехи в физическом воспитании зачастую являются следствием управленческих решений, принятых без учета его конкретных данных.
Задачи педагогического контроля:
- оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
- выполнить план тренировки;
- установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;
- выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
- отобрать талантливых спортсменов.
Таким образом, педагогический контроль решает задачу правильной организации и методики тренировки и обучения на основе принципов дидактики и строгой индивидуализации нагрузки.
Содержание педагогического контроля:
- контроль за посещаемостью занятий;
- контроль за тренировочными нагрузками;
- контроль за состоянием занимающихся;
- контроль за техникой упражнений;
- учет спортивных результатов;
- контроль за поведением во время соревнований.
Виды педагогического контроля:
1. Поэтапный - оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.
2. Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.
3. Оперативный - экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.
Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой.
Специалисты различают три типа состояний:
1. Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).
2. Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).3. Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).
Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. При педагогическом контроле могут быть использованы различные методы исследования.
К основным методам педагогического контроля относятся:
- анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей;
- анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
- педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях;- тестирование различных сторон подготовленности;
- обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.
2.Содержание рабочей программы
1.1 Естественные основы.
5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и функциональную подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8 классы. Опорно - двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов . Значение нервной систем дыхания, кровообращения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрасно- половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.2 Социально- психологические основы.
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечивающий их общеукрепляющие и оздоровительной направленности , предупреждение травматизма и оказание пассивной помощи при травмах и ушибах. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроль за функциональным состоянием организма.
7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям , их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно - трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений , их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроль за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений , их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общепедагогических и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуаций. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирование уровня двигательной подготовленности.
1.3 Культурно - исторические основы.
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения , физической культуры и отечественного спорта.
7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
1.4 Приемы закаливания.
5-6 классы. Воздушные ванны ( теплые ,безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны ( правила, дозировка).
7-8 классы. Водные процедуры ( обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
9 класс. Пользование баней.
1.5 Подвижные игры.
Волейбол.
5-9 класс. Терминология избранной игры. Правило и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол.
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правило и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.6 Гимнастика с элементами акробатики.
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
1.7 Легкоатлетические упражнения.
5-9 классы. Терминология легкой атлетике. Правила и организации проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
1.8 Кроссовая подготовка.
5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе
Учебно-тематический план
№н/пВиды программного материала Количество часов( уроков)
Класс
5 6 7 8 9
1 Базовая часть 75 75 75 75 75
1.1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока ( 5ч).
1.2 Спортивные игры( волейбол) 18 18 18 18 18
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 15 15 15 15 15
1.4 Легкая атлетика 26 26 26 26 26
1.5 Кроссовая подготовка 18 18 18 18 18
1.6 Промежуточная аттестация 1 1 1 1 1
2 Вариативная часть 27 27 27 27 27
2.1 Баскетбол 27 27 27 27 27
Итого 105 105 105 105 105
4. Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть преду-
смотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.
Обучающийся должен знать:
• ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
1) Правила безопасности на уроках легкой атлетики;
2) Название разучиваемых легкоатлетических упражнений и основы правиль-
ной техники в беге, прыжках и метаниях;
3) Основные типичные ошибки при выполнении беговых упражнений, высоко-
го старта, бега по дистанции, прыжковых упражнений, прыжков в длину и в высоту с разбега, при метании гранаты на дальность с места и с 4-5 брос -
ковых шагов;
4) Оптимальный угол вылета гранаты при метании на дальность;
5) Основные упражнения для развития физических качеств;
6) Основные правила соревнований в беге на короткие дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча.
ГИМНАСТИКА
1)Правила личной гигиены и правила безопасности на уроках с использованием гимнастического инвентаря и оборудования;
2) Названия строевых упражнений (строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания), акробатических уп-
ражнений, упражнений в висах, упорах, опорных прыжках и основы правильного их выполнения;
3) Упражнения для развития гибкости, силы, скоростно-силовых и координационных способностей, силовой выносливости;
4) Правила профилактики травматизма и оказания первой медицинской помощи.
• ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
1) Правила безопасности и профилактики травматизма на уроках лыжной подготовки;
2) Подвижные игры с элементами лыжных ходов.
3) Правила проведения самостоятельных занятий.
4) Особенности физической подготовки лыжника.
5) Правила соревнований.
6) Первую помощь при травмах и обморожениях.
• БАСКЕТБОЛ
1) Правила безопасности на уроках баскетбола;
2) Название технических приемов игры в баскетбол и основы правильной техники;
3) Основные типичные ошибки при выполнении ловли и передачи мяча двумя руками, ведении мяча, броске мяча одной рукой в движении в коль-
цо;
4) Упражнения для развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей;
5) Основные правила соревнований по баскетболу (мини-баскетболу).
• ФУТБОЛ
1) Правила безопасности на уроках футбола;
2) Название разучиваемых технических приемов игры в футбол и основы правильной техники;
3) Основные типичные ошибки при выполнении ударов по мячу и остановок.
4) Упражнения для развития скоростных и скоростно-силовых способностей;
5) Основные правила соревнований по футболу.
• РУССКАЯ ЛАПТА
1)Правила техники безопасности на уроках русской лапты.
2)Терминологию русской лапты, технику бросков и ловли мяча, технику подбрасывания и ударов по мячу, технику перемещений в поле, индивидуаль-
ные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия.
3)Правила соревнований по русской лапте.
Обучающийся должен уметь:
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
1) Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках легкой атлетики;
2) Технически правильно выполнять высокий и низкий старт в беге на короткие дистанции;
3) Ставить ногу на переднюю часть стопы в беге на короткие дистанции;
4) Различать быстрый и медленный темп бега;
5) Прыгать в длину с места и с 7—9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
6) Прыгать в высоту с 3—5 шагов разбега способом «перешагивание»;
7) Выполнять правильно метание гранаты на дальность с места и с 4-5 бросковых шагов способом «из-за спины через плечо».
8) Проводить подвижные игры с элементами лёгкой атлетики.
• ГИМНАСТИКА
1) Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках гимнастики;
2) Пользоваться современным гимнастическим инвентарем и оборудованием;
3) Технически правильно выполнять строевые упражнения (перестроения), акробатические упражнения (кувырки вперед, назад, стойка на голове и
руках), упражнения в висах (простые и смешанные висы, подтягивание из виса), в упорах (на перекладине и брусьях), опорные прыжки (прыжок через«козла» согнув ноги).
4) Выполнять комбинации упражнений на перекладине и брусьях, владеть гимнастической терминологией.
5) Проводить подвижные игры с элементами гимнастики.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
1) Соблюдать правила безопасности на уроках лыжной подготовки;
2) Применять правильную технику лыжного хода в разных условиях.
3) Оказать первую помощь при травмах и обморожениях.
4) Проводить подвижные игры с элементами лыжных ходов.
БАСКЕТБОЛ
1) Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках баскетбола;
2) Выполнять передачу мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
3) Выполнять ведение мяча правой и левой рукой в беге;
4) Выполнять правильно двойной шаг;
5) Проводить подвижные игры с элементами баскетбола.
• ФУТБОЛ
1) Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках футбола;
2) Выполнять удары по мячу и остановки
3) Выполнять ведение мяча с сопротивлением и без.
4) Проводить подвижные игры с элементами футбола.
• РУССКАЯ ЛАПТА
1)Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках русской лапты.
2)Владеть техникой подбрасываний мяча и ударов битой по мячу различными способами.
3)Владеть техникой ловли и передач мяча на различные расстояния, техникой осаливания мячом игрока команды соперника.
4)Выстраивать тактику командной игры в зависимости от складывающейся ситуации на поле.
5) Проводить подвижные игры с элементами русской лапты.
• ЕДИНОБОРСТВА
1) Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках единоборств;
2) Выполнять приемы самостраховки и приемов борьбы лежа и стоя;
3) Выполнять упражнения и единоборства в парах;
4) Выполнять самостоятельную разминку перед схваткой;
5) Проводить подвижные игры с элементами единоборств.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
• самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленностью; контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• приемы массажа и самомассажа;
• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физическойнагрузки и направленность воздействий.
Демонстрировать.
Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с. 9.2 10.2
Силовые Прыжок в длину с места, см180 165
Лазание по канату на расстоянии 6 м,с12 -
Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой, количество раз - 18
К выносливости Бег 2000 м, мин 10.0 14.0
К координации Последовательное выполнение пяти кувырков, с10.0 14.0
Броски малого мяча в стандартную мишень, м12.0 10.0
Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с. 9.2 10.2
Силовые Прыжок в длину с места, см180 165
Лазание по канату на расстоянии 6 м,с12 -
Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой, количество раз - 18
К выносливости Бег 2000 м, мин 10.0 14.0
К координации Последовательное выполнение пяти кувырков, с10.0 14.0
Броски малого мяча в стандартную мишень, м12.0 10.0
5. Список литературы:
1. Каинов А.Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола( программа А.П. Матвеева)/А.Н. Каинов.- Волгоград: ВГАФК, 2003.- 68 с.
2.Каинов, А.Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету " Физическая культура" в основной школе на основе баскетбола: программа В.И. Лях, А.А. Зданевича / А.Н. Каинов, Н.В. Колышкина . - Волгоград: ВГАФК, 2005. - 52 с.
3. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся : 1-11 Классы /В.И. лях, А.А. Зданевич // Физкультура в школе. - 2004.-№ 1-8
4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Посвещение,2011.- 128 с.
5. Настольная книга учителя физической культуры / авт. - сост. Г.И. Погадаев; под. ред. Л.Б. Кофмана.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 496 с.
6. Настольная книга учителя физической культуры: справ.- метод. пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО" Изд -во Астрель", 2003 .-562 с.
7. Оценка качества подготовки выпускников средней ( полной) школы по физической культуре / авт. сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова.- М.: Дрофа, 2001.- 128 с.
8. Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ //Физкультура в школе.- 2006.- №6
9. Физическое воспитание учащихся 10-11 классов: пособия для учителя / под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. - М.: Просвещение, 1998.- 112 с.
10. http://www.mifkis.ru/: Московский институт физической культуры и спорта
11. http://www.vniifk.ru/: Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта
12. http://www.shkola-press.ru Журнал «Физическая культура в школе»
13. http :// www . volley . ru / Всероссийская федерация волейболе.
14. http://www.school.edu.ru: Федеральный российский общеобразовательный портал
15. http://www.edu.ru: Федеральный портал «Российское образование»
16. http://www.km.ru: Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
17. http://www.uroki.ru: Образовательный портал «Учеба»
18. http://www.courier.com.ru: Электронный журнал «Курьер образования»
19. http://www.vestnik.edu.ru: Электронный журнал «Вестник образования»
20. http://www.td-shkolnik.com: Торговый дом «Школьник»
21. http://www.vgf.ru: сайт издательского центра «Вентана –Граф»