Конспект занятия по внеурочной деятельности У истоков народной мудрости по теме Игры, отражающие отношение человека к природе


Технологическая карта занятия
Внеурочная деятельность «У истоков народной мудрости»
Класс 2
Тип занятия Знакомство с новой игрой
Технология построения занятия проблемно-диалогическая, игровая
Тема Игры, отражающие отношение человека к природе. Игра «Зайцы в огороде»
Цель Знакомство обучающихся с русскими народными играми как культурной традицией русского народа
Основные термины, понятия Игра, человек, природа
Планируемый результат

1.Узнают о русских народных играх «Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточки»; о правилах проведения детских игр;
2. Научатся организовывать и проводить со сверстниками игры;
3. Научатся оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий.
Данная цель реализуются посредством следующих задач:
образовательная:
- познакомить детей с русской народной игрой «Зайцы в огороде»;
развивающая:
- развивать умения выполнять различные игровые движения, сравнивать их;
- развивать творческие способности детей;
развивать умения высказывать свое предположение на основе данных слов;
воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать культуру поведения при проведении игр;
- воспитывать умение оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий;
Личностные УУД:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- проговаривать последовательность действий на занятии; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе других игр;
- отличать верно выполненные движения в игре от неверных;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Коммуникативные УУД:

- умение распределять роли в процессе совместной игровой деятельности;
- умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия;
- умение поддержать и продолжить мысль собеседника;
- умение слушать друг друга;
-умение работать в группах сменного состава;
- умение задавать вопросы в ходе занятия;
- умение участвовать в диалоге и т.д.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Технические средства обучения
Компьютер
Дидактические задачи занятия
Этапы занятия Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения этических требований учебного занятия
Постановка учебной проблемы
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).Актуализация опорных знаний и умений Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели занятия и постановки учебных задач.
Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания правил игры, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения игр, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения играми.

Этапы занятия Формируемые уудДеятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу игры, к приобретению новых правил и доброго отношения к своим одноклассникам;
Звучит музыка. (Слайд 1.Приветствие. Музыка.)Добрый день!
Дети давайте поприветствуем гостей, а теперь друг друга.
Настроение приподнятое.
Что за чудо чудеса?
Эти строки проговаривает учитель.
Вы взяли руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутили тепло ваших друзей, которые будут вам помощниками.
Дети заходят в класс. Встают в круг.
Приветствуют гостей и друг друга.
Хором проговаривают:
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Постановка проблемы Л: формирование положительной мотивации
П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты
К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнераА теперь давайте выберем помощников для нашего занятия.
Используя считалку, мы их определим.
Помощникам одевают:
мальчику –
фуражку, девочке – венок.
Помощниками будут: Ева и Влад.
Ребята с помощью необычного сундучка, мы разделим класс на группы:
Это будут команды:
У каждой команды свой набор букв, теперь составляем слова, которые помогут определить тему нашего занятия.
Хором прочитайте получившиеся слова.
_ Как они взаимосвязаны между собой?
Выскажите свои предположения, свою гипотезу.
(Слайд 2.Тема занятия.)
Итак, на нашем занятии сегодня, мы должны доказать или опровергнуть наше предположение.
Существуют ли такие игры, с помощью которых можно выразить своё отношение к природе. Дети используют считалку.
На зелёном на кусту,
На дубовом на мосту
Лебеди крылатые,
Журавли полосатые.
Полетят не догнать.
….., тебе помогать!
В сундучке фигуры трёх цветов, образуются 3 группы.
Помощники кладут большие кубики, возле которых образуются 3 команды.
Хором проговаривают.
Красных фигур
Жёлтых фигур
Зелёных фигур
1группа: составляет слово игра.
2 группа: составляет слово человек.
3 группа: составляет слово природа.
Помощники определяют команды победителей
Первыми выполнили задание -
Вторыми выполнили -
Третьими выполнили -
Хором читают получившиеся слова
1команда игра
2команда человек
3команда природа
Каждая группа предлагает варианты.
Определяют тему занятия:
Игры, отражающие отношения человека к природе.
Актуализация опорных знаний и умений. Действительно, природа – это всё, что нас окружает.
Слайд 3.Весна. Стих-е.
Сегодня я вас приглашаю в гости.
Отгадайте к кому?
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях сверкаяЗначит к нам пришла …
Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.
И принесла игру-веснянку. Она называется «Ручеёк»
Для этой игры нам нужна команда мальчиков и команда девочек.
Имеет ли эта игра отношение к природе? Дети хором называют слово весна.
Дети выстраиваются в колонну: мальчик девочка, каждый кладет руки на талию, стоящего впереди.
Помощники кладут сбоку 2 скакалки, на расстоянии 0,5-0,7м одна от другой.
Дети проговаривают слово «ух» перепрыгивают через верёвку-на другой берег ручья. Тот, кто не перепрыгнет, выбывает из игры.
Разлился ручеёк, золотой рожок – ух!
Разлился водой, холодной, снеговой-ух!
Разлился водой, прозрачной ключевой-ух!
По пням, по болотам, по лесным колодам-ух!
Помощники определяют кто из мальчиков и девочек допустили ошибки.
Какая команда самая внимательная.
В ручейках находится вода, без которой человек, животные, растения не могут существовать.
Поэтому к воде нужно бережно относиться.
Формулирование проблемы, Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения
К: планирование игрового сотрудничества
Р: умения принимать и сохранять правила игр,
К: умение участвовать в коллективной игре;
Действительно, весну трудно представить без половодья.
Идёт матушка Весна
Колокольцами звеня.
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги дон
Угадай откуда звон.
Эти необычные колокольчики-звонки помогут составить правила играющих.
Итак, 1 колокольчик звонок-выслушиваем правило,
2 звонок колокольчик –строго следовать данным правилам.
3колокольчи -звонок -во время игры помнить о русской пословице: «Доброе братство лучше богатства»
4 колокольчик- не ссориться.
5колокольчик- уважать интересы всех играющих.
Слайд 4 Правила игры.
Весной природа пробуждается от зимнего сна.
Слайд 5 Признаки весны.
Назовите признаки весны в живой природе.
-Какую игру о птицах мы разучили на прошлом занятии?
Разминка
Игру начнём с выполнения несложных движений на месте: руки в стороны, вверх, присесть, встать, на месте шагом, бегом.
Произношу громко:
«Вороны», с правой стороны, играющие бегут к городкам
«Воробьи», с левой стороны, игроки бегут к мячам.
Как вы относитесь к птицам?
В какой акции вы принимали участие? Помощники звенят в колокольчики.
Дети составляют правила играющих с помощью колокольчиков звонков.
- набухание почек;
- появление листьев;
- цветение растений;
- появление насекомых;
- возвращение перелетных
птиц,
Они строят и обновляют гнёзда, выводят потомство
Она называется «Вороны, воробьи»
Дети строятся в колонну, 1номера вороны,2номера воробьи.
Помощники помогают определить самых внимательных и ловких.
Обращают внимание на соблюдение или нарушение правил.
Мы должны заботиться о птицах, помогать им пережить трудное зимнее время, подкармливать их.
Знакомство с новой игрой «Зайцы в огороде» Весна приносит изменения не только в жизнь птиц, но и в жизнь животных. Отгадайте, о ком сейчас пойдёт речь?
В этом нам поможет пальчиковая игра: «Мы морковку посадили»
Мы морковку посадили,Лето все за ней следили.Зайчик, зайчик, в этот годНе ходи к нам в огород!
Нечего проказить,В огород к нам лазить!
Итак, какие животные будут участниками нашей игры?
Слушаем правила игры «Зайцы в огороде»
Для игры понадобятся 2 круга. В малом кругу находится сторож – это огород.
Остальные играющие — зайцы. Они располагаются в большом круге.
По моему сигналу, зайцы произносят слова: «Зайцы по полю бежали,
огородик увидали.
Раз-два-три-четыре!
Прыг-скок в огород! Зайцы, прыгая на двух ногах, проникают в огород и возвращаются обратно только прыжками. Сторож должен поймать («запятнать») как можно больше зайцев, дотронувшись рукой.
Пойманные зайцы выходят из игры. Когда будет поймано 5—6 зайцев, выбирается новый водящий — сторож, а старый становится зайцем. Игра начинается сначала.
Какие изменения происходят у зайцев весной?
Как вы относитесь к этим животным? Дети играют:


Это зайцы.
Играют мальчики.
Девочки оценивают. Соблюдают ли они правила игры.
Помощники раскладывают морковь.
Показ прыжков.
Меняют окраску.
Человек наблюдал, какие овощи любят зайцы и придумал эту шутливую игру.
Применение правил на другие игры.
Игра «Пчёлки и ласточка»
П: умение применять полученные правила;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Л: желание самовыражения
П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме
Весной происходят изменения и в жизни насекомых.
Отгадайте, о ком пойдёт речь?
Сок цветов душистый пьёт,Дарит нам и воск, и мёд.Людям всем она мила, А зовут её .......
А сейчас играем в игру «Пчёлки и ласточка»
Используя слова, девочки придумывают движения пчёлок.
Как мы относимся к пчёлам, шмелям, нужны ли они?
Они опыляют растения, появляются плоды.
Это пчела.
Правила игры рассказывают девочки.
Играющие-пчелы-летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.
Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры.
Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении
Рефлексия Р: оценивание результатов своей деятельности на занятии;
Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в играх, связывая успехи с усилиями и трудолюбием
Слайд 6.По картинкам определить игры.
Вспомним игры, в которые мы играли на этом занятии.
(вода, воробей, заяц, пчёлка)
Как вы считаете, существуют ли такие игры, в которых человек может выразить своё отношение к природе?
Слайд7. Рефлексия.
Для того, чтобы ожила наша поляна
оцените себя в играх, свое настроение:
Белые цветы
* Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие!
Красные цветы
**Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре!

Вот такая у нас получилась поляна.
Народные игры веками живут.
В них сила и мудрость, их любят и ждут.
Это игры «Ручеёк», «Вороны, воробьи», «Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточка».
Человек с давних времён наблюдает за природой, ведь она источник вдохновения, творчества
Дети выбирают цветы:
Белые
* Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие!
Красные
**Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре!
Все игры нас учат честными быть
Добрыми быть, дружбу ценить.