Программа элективного курса по правоведению Основы современного права


Программа элективного курса по правоведению
«Основы современного права»
10 класс
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса «Основы современного права» рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для учащихся 10 класса.  
Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях. Данный курс базируется на учебном пособии для 10-11 классов  А.Ф. Никитина «Правоведение» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе РФ , Законе о защите прав потребителя и т. Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя элементов знаний в области права.  Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные правоотношения с окружающими.
Цели элективного курса:
- формирование умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, обеспечивающих успешную самореализацию личности в правовом государстве и гражданском обществе.
Задачи:
- углубление знаний учащихся, формирование их правовой культуры и социальной активности;
- осознание приоритета прав личности,
- развитие умений школьников строить конструктивные правоотношения с окружающими.
Содержание курса и учебная деятельность учащихся
№ Тема Кол-во часов Деятельность учащихся
всего теория практика Система права. Правоотношения (2)
1 Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
1 1 Конспектирование, беседа с учителем Заполнение таблиц «Система права», «Виды норм. актов» практическая работа (использование системы «Консультант» Эссе «Право существует для пользы человечества».
2 Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). 1 1 Беседа с учителем, заполнение таблицы «Виды правонарушений и юрид. отв-сти», выполнение тестов Беседа с учителем, заполнение таблицы «Виды правонарушений и юрид. отв-сти». Эссе «Оставить преступление безнаказанным – значит стать его соучастником». П. КребийонКонституционное право (6)
3 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. 1 1 Практическая работа (гл. 1 Конституции РФ), выполнение тестов Практическая работа (гл. 3 Конституции РФ), сдача карты
4 Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. 1 1 1 Составление и заполнение таблицы «Органы зак. и исполн. власти РФ» (гл. 4, 5,6 Конституции РФ), выполнение тестов
5 Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
1 1 1 Составление и заполнение таблицы «Суды в РФ» выступления учащихся с использованием норм. актов (Конституция РФ, гл. 7; ФЗ «О судебной системе РФ, «О прокуратуре», «Об адвокатуре», «Основы нотариата»), выполнение тестов
6 Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. 1 1 1 Конспектирование, заполнение таблицы по гл. 2 Конституции РФ, выполнение тестов
7 Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. 1 1 Беседа с учителем Эссе «Закон – это не паутина, сквозь которую крупные мухи пробиваются, а мелкие застревают». ( О. Бальзак)
8 Особенности правового статуса несовершеннолетних.
1 1 Беседа, конспектирование, выполнение тестов
Гражданское право (3)
9 Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. 1 1 1 Составление расписки. Составление таблицы «Участники гражд. правоотношений», практическая работа (Гражд. кодекс РФ), выполнение тестов
10 Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. 1 1 11 Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
1 1 Практическая работа (ФЗ «Об образовании», Устав МОУ «Ленинская сош»)
Семейное, трудовое, административное и др. отрасли права (3)
12 Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
1 1 1 Беседа, конспектирование, Практическая работа: (Семейный кодекс РФ), выполнение тестов; составление искового заявления, брачного договора
13 Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. 1 1 Презентация проектов, выполнение тестов, составление трудового договора
14 Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
1 1 Выполнение тестов по разд. материалам
Уголовное право (3)
15 Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
1 1 Конспектирование
16 Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 1 1 Конспектирование, выполнение тестов
17 Итоговое занятие 1 1 Презентация  проектов учащимися.
Всего 17 часов 17 10 7 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, обеспечивающих успешную самореализацию личности в правовом государстве и гражданском обществе. В этом направлении приоритетами для элективного курса являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности:
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в нормативных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности (проектов гражданско-правовых договоров, исковых заявлений и т. д.)
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками средней школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.