Консультация для родителей: «Воспитание желания трудиться».


Консультация для родителей.
«Воспитание желания трудиться».
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не столько в труде как таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и др. Родителям важно учитывать отличительные особенности трудовой деятельности: в ней происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которыми ребенок вступает в активное взаимодействие. Данная деятельность имеет практический характер, требует напряжения физических и умственных усилий; по направленности это общественно полезная деятельность.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели и т.д)
Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказывала на него максимальное воспитательное воздействие.
Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
приобщение к труду через самообслуживание
постепенный переход от самообслуживания к труду для других
постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности
тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений
организация обучения выполнению трудовых операций
формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы
учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений
поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы
чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня школьника
Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.
Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями школьников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность также способствуют привлечению детей к труду.
Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Главная причина этого кроется в том, что именно в труде дети могут целенаправленно изменять предметы, преобразовывать окружение по собственному плану и тем самым изменять положение среди окружающих предметов, людей.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. «Отодвинутость» мотива от деятельности требует волевых усилий, предполагает её целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры, учения.
Существуют следующие виды положительной мотивации труда: пример, интерес, долг. Побудительными мотивами детей школьного возраста являются пример и интерес. Мотив дога в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональный характер. Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.
Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье?
Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять») Конечно, такие мотировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился) – награда», «плохой поступок (отказался) – наказание».
В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: «Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде». Но потребность как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Совсем другое дело, когда учитель сумеет сделать мотивом труда для ребенка поиск различных способов решений какой-то задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.
Очень полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Если ребенок получил удовольствие от того, что он проснулся вовремя (это его волевое усилие), то надо сделать так, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся.
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви. Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной, где попало игрушки, взрослые переходят к укладыванию портфеля.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется. Кроме того, необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, а также к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни. В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых жизненных различных задач. Как формируется эта способность?
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать? Предъявите сыну или дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь порядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдерживать свои желания, т.е развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации своей деятельности. основным принципом развития способности к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.
В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать её внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль за качеством исполнения. ребенку необходимо ощутить себя в мире. где каждое дело не само совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнить требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требовательное «Я сам»), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.
Советы родителям:
Как можно раньше приобщать детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.
Реализовывать воспитательную функцию труда, стремиться сделать труд детей осмысленным и одухотворенным заботой о людях, наполнять его экономическим смыслом.
Использовать игру-труд как средство развития активности детей, стимулируя их свободной инициативной деятельности.
Учитывать возможности и желания детей.
Обучать ребенка выполнению трудового задания (определить, что должно быть сделано; ознакомить с заданием; обозначить, каким должен быть результат; объяснить, почему ребенку необходимо этому научиться; совместно с ним обсудить, какими будут последствия в случае невыполнения задания).
Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых.
Усиливать содержательный аспект труда. Для этого следует отбирать содержание, отражающее новые, перспективные воспитательные задачи; реализовывать познавательный и творческий потенциал труда, раскрывать практическую значимость труда; обосновывать творческие и достаточно сложные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
При организации труда детей учитывать три уровня помощи, соответствующие трем уровням ответственности.
ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать её вместе с ним.
есть необходимость в контроле или напоминании.
ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.
Анкетирование обучающихся по теме :« Склонности и интересы подростков в выборе профессии».
- Выбрал(а) ли ты свою будущую профессию?
- Какую профессию ты выбираешь?
- Что ты знаешь о своей будущей профессии?
1. Предмет, содержание и условия работы.
2. Профессионально значимые качества этой работы.
3. Где можно получить эту профессию.
4. Востребованность профессии на рынке труда.
- Если не выбрал(а) профессию, то почему?
1. Плохо знаю мир профессий.
2. Плохо знаю свои возможности.
3. Не могу выбрать из нескольких вариантов.
4. Не знаю, на чем остановиться в выборе профессии.
-Что повлияло на твой выбор?
1. Самостоятельно принял(а) решение.
2. Посоветовали родители.
3. Советовали друзья.
4. Влияние профконсультанта.
Анкетирование родителей
Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?
Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?
Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе профессии?
Кем вы видите его в будущем?
Считаете ли вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии?
Как вы относитесь к посещению психолога при выборе профессии?
О профессиях в каких сферах деятельности для вашего ребенка не может быть и речи?
Какая помощь классного руководителя вам нужна в решении данной проблемы?
Памятка для обучающихся и их родителей по выбору профессии.
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться с о специалистами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его. Ошибку можно исправить.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Профессия – наша на всю жизнь и нести её удел самого человека.
Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору.
Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.