Опыт работы Денисовой Ирины Николаевны

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Щетиновская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»












ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ




Автор опыта:
Денисова Ирина Николаевна,
учитель физики
МОУ «Щетиновская СОШ»
·
·
·
·
·
·
·
·Содержание:
Раздел I.Информация об опыте2
Раздел II.Технология опыта..5
Раздел III.Результативность опыта...8
Библиографический список.12
Приложение к опыту14

























Тема опыта: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках физики и во внеурочное время как средство формирования познавательной активности

 « Проектное обучение поощряет и усиливает  истинное учение со стороны учеников,  расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,  творчества и конкретного участия »  В. Гузеев

Раздел I.
Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта
Более 147 лет составляет «Педагогический стаж» Щетиновской средней школы. Школа ориентированна на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей, путем создания в ней адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребенка.
Индивидуальные познавательные и творческие потребности учащихся реализуются через систему дополнительного образования: факультативы, кружки, секции, научные общества учащихся. Месторасположение школы позволяет ей активно сотрудничать с Щетиновским ДСК, Бессоновской музыкальной школой и физкультурно-оздоровительный комплексом.
В школе обучается 140 учеников, состав школьников неоднороден: с одной стороны - это дети с высоким уровнем развития, обладающие интеллектуальными, творческими способностями, с другой – с задержкой психического развития и ослабленным развитием. Исследования социального окружения показывают, что по социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население села разнообразно.
Изучив потребности и возможности обучающихся автора опыта заинтересовала проблема развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках физики.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению творческой самореализации семиклассников в учебно-познавательной деятельности автора Л.А.Коростылёва «Методика определения уровня самореализации личности». По результатам диагностики в группе оказалось только 7 % учащихся с высоким уровнем творческой самореализации, 49% учащихся группы находились на среднем уровне, 40% - на низком уровне.
В ходе анализа результатов изучения исходного уровня творческой самореализации определилась необходимость в развитии познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках физики.
Актуальность опыта.
Проблема творческой самореализации личности учащихся в обучении физики в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся.
Как показывает анализ литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи насыщения образовательной среды условиями, способствующими творческой самореализации учащихся, является такая организация работы учителя, в основе которой лежит формирование их индивидуальных образовательных траекторий. Эта проблема стала особенно актуальной в рамках подготовки к профилизации старшей школы. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает создание условий «для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ». Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса находится в противоречии с законами и закономерностями психофизиологической деятельности человека. Ученики и учителя испытывают постоянную перегрузку. Назрела необходимость готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.
Задача педагога состоит в создании развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме, как научного, так и с жизненного плана, с исследовательской и творческой позиции.
Поскольку физика как учебный предмет является для учащихся ценностью потенциальной, то возможно именно здесь скрыт секрет невысокого интереса к физике, ведь большинство старшеклассников хочет приобрести гуманитарную, юридическую или экономическую специальность.
Таким образом, определяется противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и отсутствием в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся при изучении физики посредством проектно-исследовательской деятельности.


Длительность работы над опытом
Работа по разрешению противоречия между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и отсутствием в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся была разделена на несколько этапов.
Первый этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011 – декабрь 2011 года. Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня творческой самореализации и познавательного интереса учащегося.
Второй этап – основной (формирующий) – январь 2012 – март 2013 года, предполагающий использование проектно-исследовательской деятельности в процессе преподавании физики в 7-11 классах.
Третий этап – заключительный (контрольный) – апрель 2013 – май 2014 года. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой «урок - внеклассная работа».

Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи Н.Ф. Виноградова, М.Н. Скаткина, В.Г. Горецкого, Матюха Л.В., А. Шацкого, М.Г. Качурина, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.
По мнению педагогов, познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.
Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
А. Шацкий утверждал, что учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников». Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свой познавательный интерес и творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинации технологий: технологии проектного обучения, технологии проблемного обучения, в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие познавательного интереса к изучению физики и творческих способностей учащихся.
Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.
Также новизна моего опыта выражается в составлении мной системы уроков по темам, которая входит в разрабатываемый мной сайт учителя физики.
Раздел II.Технология опыта

Цель опыта : создание функционально-динамической модели по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики через проектно-исследовательскую деятельность.
Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Провести диагностику с целью определения уровня развития ключевых образовательных компетенций учащихся.
Разработать алгоритм действий по формированию ключевых образовательных компетенций учащихся и определить минимальные сроки получения первых значимых результатов применения новой технологии.
Построить макроструктуру учебного занятия, позволяющего формировать и совершенствовать ключевые образовательные компетенции учащихся.
Скорректировать микроструктуру учебного занятия: содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, с помощью которых осуществляются образовательные задачи, и достигается реальный результат на каждом этапе урока.
Провести контрольную диагностику уровней сформированности ключевых образовательных компетенций по окончании внедрения новой технологии.
Организовать рефлексию собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.
Рассмотрим более подробно, как решать поставленные задачи на уроках физики через проектно-исследовательскую деятельность.
I этап построения функционально-динамической модели пр
·едполагает выявление начального уровня развития ключевых образовательных компетенций учащихся с целью определения дальнейших путей их развития и совершенствования, а также формирования новых компетенций учащихся.
Диагностика проводится по двум направлениям:
Для получения общей картины развития образовательных компетенций учащихся необходимо провести входную диагностику образовательных компетенций учащихся, используя специальные методики оценивания и базу основных критериев (см. Приложение 1).
С целью выявления уровня готовности учащихся к проектно-исследовательской деятельности необходимо провести исследование их интеллектуальной сферы с использованием школьного теста умственного развития (ШТУР). (см.Приложение 2).
По завершении проведения входной диагностики необходимо провести обстоятельный анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы об уровне развития тех или иных компетенций учащихся и их готовности к проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, мы переходим ко II этапу технологической части опыта –необходимостью определиться с последовательностью и сроками каждого отдельного вида деятельности педагога при подготовке к уроку и его проведении. В частности:
формирование перечней ключевых образовательных компетенций;
подбор учебного материала;
выбор формы организации учебного занятия;
проведение промежуточной диагностики сформированности компетенций учащихся;
организация рефлексии собственной деятельности на уроке;
III этап – этап построения макроструктуры учебного занятия. Как отмечают Т.М. Давыденко и Е.В. Тонков, в основе выделения этапов учебного занятия лежит структура процесса усвоения учащимися знаний.

Структура процесса усвоения

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте; осмысление – понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала; запоминание – сохранение знаний в памяти учащихся; применение – овладение умениями применять знания на практике; обобщение и систематизация – сведение изученного в единую систему.
Учебное занятие как организационная форма обучения реализует образовательные задачи. Реализация их достигается решением конкретных задач. В результате этого учебное занятие разбивается на отдельные его составляющие – этапы, т.е. каждая отдельная дидактическая задача определяет конкретный этап учебного занятия и в нем реализуется. Этапы учебного занятия объединяют в единое целое его образовательные цели.
Выделяют возможный максимальный набор этапов учебного занятия, образующих его макроструктуру:
организационный этап,
этап проверки домашнего задания,
этап актуализации субъектного опыта учащихся,
этап изучения новых знаний и способов деятельности,
этап первичной проверки понимания изученного,
этап закрепления изученного,
этап применения изученного,
этап обобщения и систематизации,
этап контроля и самоконтроля,
этап коррекции,
этап информации о домашнем задании,
этап подведения итогов учебного занятия,
этап рефлексии.
(см.Приложение 3).
IV этап – корректирование микроструктуры учебного занятия
Развивать ключевые образовательные компетенции учащихся на уроках физики можно различными методиками. Однако наиболее перспективным видится метод проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Организовывать проектно-исследовательскую деятельность учащихся лучше всего используя групповые формы обучения. Как отмечают Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.: «При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. К групповым относят также парную работу учащихся».
Рассмотрим, каким образом проектно-исследовательская деятельность может способствовать формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных компетенций учащихся (по классификации А.В. Хуторского). (см.Приложение 4).
1. Ценностно-смысловые компетенции. Можно привести такие формы организации учебного занятия, как:
Симпозиум – форма урока, при которой участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
Пример: «Влияние электромагнитного излучения на психику человека», «К вопросу о плавании тел», «Перспективы развития теории элементарных частиц» и т.д.
«Вопросы Сократа». Под руководством учителя школьники учатся сами отыскивать ответы на проблемные вопросы.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. (см.Приложение 8).
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В данном случае уместно применение созидающих и исследовательских методов обучения:
Созидающие методы обучения:
Исследовательская практическая работа. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы.
Пример: Выяснить от каких физических величин зависит выталкивающая сила. Исследовать зависимость сопротивления тела от температуры. Охарактеризовать изображение получаемой при помощи линзы (рассеивающей, собирающей).
Описание ситуации, инцидента, эксперимента.
Поисковая лабораторная работа.
Исследовательские методы обучения:
«Деловая корзина».
«Думай и слушай».
Лабиринт действий.
Обсуждение вполголоса
Самостоятельная исследовательская работа учащихся. Самый распространенный вид данной работы – работа с книгой или дополнительным материалом (аннотирование, конспектирование, план, реферат, рецензия, тезисы и т.д.)(Приложение)
4. Информационные компетенции. Здесь уместно использовать метод проектов. Ученикам предлагается создать проекты, работа над которыми предполагает достаточно длительное время (в течение учебной четверти). После этого необходимо правильно оформить письменный отчет и защитить свой проект на семинарском занятии. Очень высокий эффект такого вида деятельности достигается при использовании ресурсов сети Интернет. (Приложение)
Проект начинается с планирования. После отбора материала по тем вопросам, которые поставили сами школьники, необходимо ознакомить их с планом написания проекта. Для этого необходимо выбрать тему проекта, сформулировать цель проекта, определить задачи проекта:
Актуальность выбранной темы.
Теоретическое обоснование.
Историческая справка.
Основные этапы проекта.
Заключение.
Используемая литература.
Результаты своей работы ученик должен представить в форме «портфолио»..
Заключительным этапом в проектно-исследовательской работе является выступление на школьной научно-практической конференции, уроке-семинаре.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения:
Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя или более лицами.
Пример: Роль исследований ученых-физиков в приближении Конца Света. Как взвесить Землю? Что нужно сделать, чтобы стала возможной жизнь на Марсе?
«Группа шума».
Мозговая атака.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Данную группу компетенций можно развивать практически всеми вышеуказанными формами и методами.
V этап –организация рефлексии собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.

раздел III. Результативность опыта
Динамику развития творческой активности можно проследить по следующим критериям:
Стабильные или повышенные проценты качества и успеваемости. (Приложение 5)
2. Участие учащихся во внеклассных мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества. Большинство учащихся, индивидуально или в составе творческой группы умеют оформлять творческую работу (кроссворды, викторины, сайт-проект, реферат, альбом и пр.). (Приложение 6)
3.Участие учащихся во Всероссийских, муниципальных, районных олимпиадах и конкурсах.
Не один год мои ученики являются победителями и призерами Всероссийских, муниципальных олимпиад и конкурсов по физике и математике (Приложение7). Пример и успехи одних стимулируют активность других, изменяются коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и учителей, способствует росту творческой активности не только во время уроков, но и во внеурочное время. Результаты свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны  учащихся), но и от стимулирования  этой мотивации извне (со стороны учителя).
Вывод
Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Я обратила внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета физики и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на других учащихся. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличился объём работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Опыт работы могут использовать учителя физики и математики, работающие в основной и старшей школе на базовом и профильном уровне преподавания физики.

Перечень литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие.  М.: ВУ, 1997
Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. - М., 1962.
Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: «Знание», 1983. 96 с.
Верцинская Я. Я. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.
Вопросы психологии способностей школьников /Под рук. В.А.Крутецкого. - М., 1964.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.
Цвырко О.Л., Цвырко Н.И. Компьютеры на уроках математики. - материалы Обл. научн. конф. "Применение компьютеров в системе образования". г.Тюмень, 1994.
Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. - № 5.
Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. -1989. - №6.
Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы. -1995. - №3.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.









 Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1999 - С. 323
 Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия: Учебное пособие. – Белгород: Изд.-во БелГУ, 2002. - С. 16.
 Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия» - 2002.
 Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия: Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - С. 16-17.
 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия» - 2003. - С. 257 – 258.
 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов// Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 4 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2003/0402.htm.

 Портфолио проектной деятельности учащихся// Образовательная медиа-сеть Северо-Западного округа. Дополнительное образование. Методика. http://medianet.yartel.ru/medianet/do/metod/pril_7.doc










Восприятие

Осмысление

Запоминание

Применение

Обобщение



15