Рабочая программа начального общего образования по предмету Литературное чтение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ«СОШ №21» г.Салавата
_____________ О.А.Урванцева
Приказ от «__»_________20___г. №____
Рабочая программа
начального общего образования
по предмету «Литературное чтение»
в 4 в классе
на 2017 – 2018 учебный год
Количество часов в неделю: 3 часа.
Программа составлена на основе программы «Литературное чтение» Э. Э. Кац, М.: АСТ, Астрель, 2012г.
Название учебника: Э. Э. Кац, Литературное чтение. Учебник для 3-го класса –Изд. 4-е, перераб.- М.: АСТ, Астрель; (Образовательная система «Планета знаний»)

Автор-составитель:
Долгова Наталия Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая категория


СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНО
Протокол заседанияЗаместитель директора по УВР
ШМО учителей начальных классов____________Л. В. Денисова
от «__»_____20___ №____ «__»___________20___г.
Салават
2017 г.
Планируемые Результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
У учащихся могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифы - 6 ч.
Мифы. Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты». Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо». Мифы Древней Греции. Славянские мифы. Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». Народные сказки - 11 ч.
Народные сказки. «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). «Находчивый солдат» (русская народная сказка). «Мужик и царь» (русская народная сказка). «Портной и царь» (армянская народная сказка). «Кола-рыба» (итальянская народная сказка). Сказки народов мира.
Былины - 8 ч.
Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал». Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». А.К.Толстой «Илья Муромец». Былины о русских богатырях. Картинная галерея В.М.Васнецов «Богатыри». Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Авторские сказки -15 ч.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сказки В.Гауфа «Случай с русалками». К. Чапек «Сказки». Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». О.Кургузов «Телевизионные макароны». Картинная галерея М.А.Врубель «Царевна-Лебедь».
Басни -5 ч.
Басни И.А.Крылов «Трудолюбивый медведь». Эзоп «Ворон и Лисица». И.А.Крылов «Ворона и лисица». И.А.Крылов «Любопытный».
Слово о родной земле - 9 ч.
Ю.Яковлев «Мама». М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». С.А.Есенин «С добрым утром!». Стихотворения С.А.Есенина. М.М.Пришвин «Моя родина». И.Северянин «Запевка». И.С.Никитин «Русь». Любимые стихотворения. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
О прошлом родины - 7 ч.
«Повесть временных лет». А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь». К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». Картинная галерея «Дмитрий Донской». Ф.Н.Глинка «Москва».
Прошла по земле война - 6 ч.
А.А.Ахматова «Мужество». Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Стихотворения, посвящённые ВОВ. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
О добре и красоте - 13 ч.
А.А.Фет «На рассвете». И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…». Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок). К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыка и литература. А.Н.Майков «Мать». Х.К.Андерсен «Соловей». Х.К.Андерсен «Снежная королева». А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Картинная галерея И.И.Шишкин «Рожь». А.Блок «Летний вечер».
Мир детства - 16 ч.
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Произведения русских поэтов о детях. Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок). И.А.Бунин «Детство». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». М.И.Цветаева «Наши царства». Р.Л.Стивенсон «Страна кровати». А.П.Чехов «Мальчики».
Удивительные приключения - 6 ч.
Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена». Д.Свифт « Путешествия Гулливера».
«Хрустальный ключ». Мои любимые книги. Работа с учебными и научно-популярными текстами.

Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
№ урока Тема урока
Дата проведения Примечания
План Факт Раздел «Мифы» (6 часов)
1. Мифы. 05.09 2. Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты». 06.09 3. Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо». 07.09 4. Мифы Древней Греции. 12.09 5. Славянские мифы. 13.09 6. Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». 14.09 Раздел «Народные сказки » (11 часов)
7. Народные сказки. 19.09 8. «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). 20.09 9. «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). 21.09 10. «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). 26.09 11. «Находчивый солдат» (русская народная сказка). 27.09 12. «Мужик и царь» (русская народная сказка). 28.09 13. «Портной и царь» (армянская народная сказка). 03.10 14. «Кола-рыба» (итальянская народная сказка). 04.10 15. «Кола-рыба» (итальянская народная сказка). 05.10 16. «Кола-рыба» (итальянская народная сказка). 10.10 17. Сказки народов мира. 11.10 Раздел «Былины» (8 часов)
18. Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал». 12.10 19. Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал». 17.10 20. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». 18.10 21. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». 19.0 22. А.К.Толстой «Илья Муромец». 24.10 23. Былины о русских богатырях. 25.10 24. Картинная галерея В.М.Васнецов «Богатыри». 26.10 25. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 07.11 Раздел «Авторские сказки» (15 часов)
26. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 08.11 27. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 09.11 28. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 14.11 29. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 15.11 30. Сказки В.Гауфа «Случай с русалками». 16.11 31. Сказки В.Гауфа «Случай с русалками». 21.11 32. Сказки В.Гауфа «Случай с русалками». 22.11 33. Сказки В.Гауфа «Случай с русалками». 23.11 34. К. Чапек «Сказки». 28.11 35. Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». 29.11 36. Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». 30.11 37. Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». 05.12 38. Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». 06.12 39. О.Кургузов «Телевизионные макароны». 07.12 40. Картинная галерея М.А.Врубель «Царевна-Лебедь». 12.12 Раздел «Басни» (5 часов)
41. Басни И.А.Крылов «Трудолюбивый медведь». 13.12 42. Эзоп «Ворон и Лисица». 14.12 43. И.А.Крылов «Ворона и лисица». 19.12 44. И.А.Крылов «Любопытный». 20.12 45. Басни. 21.12 Раздел «Слово о родной земле» (9 часов)
46. Ю.Яковлев «Мама». 26.12 47. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». 27.12 48. С.А.Есенин «С добрым утром!». 28.12 49. Стихотворения С.А.Есенина. 09.01 50. М.М.Пришвин «Моя родина». 10.01 51. И.Северянин «Запевка». 11.01 52. И.С.Никитин «Русь». 16.01 53. Любимые стихотворения. 17.01 54. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 18.01 Раздел «О прошлом Родины» (7 часов)
55. «Повесть временных лет». 23.01 56. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». 24.01 57. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». 25.01 58. Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь». 30.01 59. К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». 31.01 60. Картинная галерея «Дмитрий Донской». 01.02 61. Ф.Н.Глинка «Москва». 06.02 Раздел «Прошла по земле война» (6 часов)
62. А.А.Ахматова «Мужество». 07.02 63. Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». 08.02 64. Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». 13.02 65. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». 14.02 66. Стихотворения, посвящённые ВОВ. 15.02 67. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 27.02 Раздел «О добре и красоте» (13 часов)
68. А.А.Фет «На рассвете». 28.02 69. И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…». 01.03 70. Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок). 06.03 71. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 07.03 72. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 08.03 73. Музыка и литература. А.Н.Майков «Мать». 13.03 74. Х.К.Андерсен «Соловей». 14.03 75. Х.К.Андерсен «Соловей». 15.03 76. Х.К.Андерсен «Снежная королева». 20.03 77. Х.К.Андерсен «Снежная королева». 21.03 78. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». 22.03 79. Картинная галерея И.И.Шишкин «Рожь». 27.03 80. А.Блок «Летний вечер». 28.03 Раздел «Мир детства» (16 часов)
81. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». 29.03 82. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». 03.04 83. Произведения русских поэтов о детях. 04.04 84. Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок). 05.04 85. Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок). 17.04 86. И.А.Бунин «Детство». 18.04 87. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». 19.04 88. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». 24.04 89. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». 25.04 90. В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». 26.04 91. В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». 01.05 92. М.И.Цветаева «Наши царства». 02.05 93. Р.Л.Стивенсон «Страна кровати». 03.05 94. А.П.Чехов «Мальчики». 08.05 95. А.П.Чехов «Мальчики». 09.05 96. А.П.Чехов «Мальчики». 10.05 Раздел «Удивительные приключения» (6часов)
97. Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена». 15.05 98. Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхаузена». 16.05 99. Д.Свифт « Путешествия Гулливера». 17.05 100. Д.Свифт « Путешествия Гулливера». 22.05 101. «Хрустальный ключ». Мои любимые книги. 23.05 102. Работа с учебными и научно-популярными текстами. 24.05