Разработка урока на тему Отрар — город-герой

Класс: 5 Урок № 26
Тема: «Отрар – город-герой»
Цель: Познакомить учащихся с героической историей города Отрара
Знать: время существования, место расположения и устройство города,
занятия жителей, подвиг жителей;
Уметь: чертить схемы устройства городов; решать проблемные вопросы,
делать выводы и научно формулировать свои мысли;
Воспитывать: уважение к героическому прошлому народов Казахстана
Оборудование: портрет Аль-Фараби, DVD «Путешествие по
Туркестану. Отрар»
Тип урока: изучение нового материала
Форма: урок – путешествие.
Целеполагание.
Портрет Аль - Фараби. Кто изображен на портрете? Где родился этот выдающийся мыслитель? Что еще мы знаем об этом городе?
На прошлом уроке мы познакомились сразу с десятком древних городов. Почему Отрар изучаем целый урок? Что в нем такого выдающегося? Стр. 90. Прочитайте название параграфа 27. В конце занятия мы попробуем ответить на вопрос, почему Отрар считается городом-героем.
Что мы можем узнать про Отрар? (место расположения, занятия жителей, отношения с соседями)
План изучения новой темы:
1. Город Отрар – центр высокоразвитой культуры и экономики.
2. «Отрарская катастрофа»
3. Оборона Отрара.
1. а) Комментированное чтение стр 90 – 91 по одной строчке каждый.
Беседа. На какие вопросы мы уже можем ответить?
(время, место стр. 83 карта)
Б) Начертим в тетради и на доске схему города Отрара. Что вы будете изображать на схеме? (цитадель, рабад, шахристан). Посмотрите еще раз абзац 1 стр. 91. Какие отличительные черты вы нашли в устройстве Отрара? (Двойная стена: вокруг города и вокруг шахристана, 5 ворот)
в) Нам повезло: мы можем посмотреть место, где располагался древний город. Совершим автобусную экскурсию в музей города Отрара.
Рассказ экскурсовода по пути в музей Отрара.
Если вы сядете в городе Шымкенте на экскурсионный автобус, следующий в Туркестан, то примерно через 2 часа окажетесь в современном поселке Отрар, где располагается музейный комплекс.
Отрарский оазис включал в себя более 150 небольших городков, крепостей, замков и укрепленных поселений, соединенных между собой цепью караван – сараев Великого Шелкового пути. Отрар – один из самых древних городов казахского народа. В давние времена на его месте было огромное поселение, которое называлось Фараб или Бараб, что означает «водное поселение». Бараб располагался не перепутье рек Арысь и Сырдарьи. Это на западе Южно-Казахстанской области вдоль железной дороги.
На сегодняшний день единственно уцелевшее строение на месте Отрара – сооружение Арыстанбаб. Первоначальный вид древнего мавзолея был разрушен и на его месте построено красивое узорчатое сооружение. Арыстан баба был праведным человеком, учителем Ходжа Ахмета Яссави. Так же Отрар был знаменит своей библиотекой. Прославил город и Абу Насыр аль-Фараби, которого считают вторым учителем после Аристотеля.
Отрар был красивым городом с широкими улицами и каменными домами. Основным занятием жителей было ремесленничество. Город оборонялся от врагов высокими стенами и крепкими воротами. Много раз в своей истории Отрар подвергался разрушениям и заново возрождался. Врагу не давала покоя тихая и мирная жизнь свободного, богатого народа.
Самым опасным из врагов был Александр Македонский, которому понравилась красивая природа, величественные курганы, и он решил подчинить себе богатый народ. Огыз-кыпчаки отважно боролись с врагами. Они были ловки, а кони их быстры. Их вдохновляла любовь к родной земле, своей родине. Войска Македонского не смогли завоевать долину Отрара и отправились на юг в страну индусов.
Древнюю крепость Отрар хотел завоевать и Чингисхан. Сегодня на уроке познакомимся с героическими страницами обороны города.
Задания учащимся:
Внимательно послушайте экскурсовода, и попробуйте на русском языке передать содержание его объяснения. (Музей создавался с 1979 по 1982 гг. В Отрарском оазисе сохранились остатки 100 поселений. Была развита экономика: ремесло, торговля. 1 часть музея – археология края. 2 часть – древняя керамика, этнография).
Какие археологические находки вы заметили среди экспонатов музея?
Что вам понравилось, хотелось бы рассмотреть получше?
В музее нередко встречаются иностранные туристы. По-моему, звучит английская речь. Давайте послушаем. (Звучит диалог на английском языке 2 заранее подготовленных учащихся)
Как вы поняли, о чем говорят иностранные туристки?
Переход ко 2 вопросу.
Дорогие ребята, вы помните, почему к письменным историческим источникам, в отличие от вещественных, следует относиться критически? (они не объективны, пишутся в угоду правителям).
В 1219 году Отрар был снесен с лица земли монгольским правителем Чингисханом. Обычно захватчики стараются найти какой-либо повод – предлог для нападения. Прочитайте 2 легенды о причинах «Отрарской катастрофы». 1) Расскажите своими словами, о чем идет речь в каждом из документов. 2) Попробуйте найти разницу в воспроизведении одних и тех же событий разными авторами (чем отличаются друг от друга). 3) Кто из них правдивее, кому вы больше верите и почему?
Легенда №1.
По свидетельству Рашид-ад-Дина, после похода на Китай, Чингисхан начал вторжение в Семиречье. С целью завоевать кипчакские степи отправляются три посла. Их принимает Мухаммед шах и подписывает соглашение об открытии Великого Шелкового пути монгольским купцам. Но это не удовлетворяет желание Чингисхана, он охвачен мыслью, завоевать эти земли. Для разведки он отправил в Отрар торговый караван. Воины были переодеты в купцов. Правитель города заподозрил их в шпионаже, разграбил караван и расправился с купцами. Узнав об этом, Чингисхан направляет в Отрар свое войско.
Легенда №2.
По свидетельству Абу-л-Гази, несколько торговцев Мавераннахра, привезли Чингисхану товары. Хан оказал им почести, за каждую вещь заплатил в 10 раз больше, выделил сопровождение. Вместе с ними направил трех послов султану Мухаммеду со словами: «Будь моим сыномвсе пути будут безопасны, все будут жить в спокойствии и согласии». Правитель Отрара Байыр-хан (Каир-хан) обиделся на обращение одного из послов, посадил торговцев тюрьму и сообщил султану Мухаммеду о якобы подосланных шпионах. Не разобравшись, тот приказал отрубить всем торговцам головы, а товары отобрать. Чингисхан был сильно опечален этим и обязал одного человека передать Мухаммеду следующие слова: «Я иду к тебе, пусть тебе это будет известно!»
Переход к 3 вопросу.
Известно, что иногда Чингисхан только разорял город, а Отрар снесен с лица земли и позднее был заново отстроен. Как вы думаете, почему? Проверим, чья версия оказалась верной.
Стр. 91 – 92. (три абзаца) Читаем по цепочке.
Беседа. Кто был прав, почему Отрар разрушен монголами?
Д/з Параграф 27 вопрос 5, стр.92, хрестоматия стр. 40-41 Составьте рассказ о мужестве защитников Отрара.

Закрепление изученного материала.
Беседа.
Почему Отрар назвали городом – героем?
Как погиб Кайырхан? (учитель дополняет)
Почему мы помним о нем спустя (пусть сосчитают) 1778 лет?
Как вы дучаете, почему Караша открыл ворота врагу?
Предателя Карашу Чингисхан велел казнить вместе с нукерами, сказав: «Собственному господину ты не остался веренкак же можно нам рассчитывать на твое единодушие?». Чему учит нас этот пример?
Контрольный этап.
Решение тестовых заданий по теме «Отрар – город-герой».
Отрар был столицей в
а) V – XV веках б) V – X веках в)V – VIII веках
Отрар в 1219 году был разрушен
А) Чингисханом б) А.Македонским в) Тамерланом
Правителя Отрара звали
а) Караша б) Кайырхан в) Мухаммед
Часть города, окружавшая цитадель, где жили богатые и знатные люди города, называлась а) цитадель б) шахристан в) рабат
В город Отрар, окруженный двойной стеной, вели ворота в количестве
А) 2 б) 3 в) 5
Ключ к тесту: 1в 2а 3б 4б 5в
Нормы оценок: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки «3»
Рефлексия. Чем запомнится вам сегодняшний урок?
Чему учит нас история гибели Отрара?




15