Мастер-класс Программа по развитию мелкой моторики рук


Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
 
Родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы:
пуговицы,
пробки от пластиковых бутылок,
прищепки,
пинцет,
пипетка,
различные шнуровки,
«сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью,
разносы с сыпучими материалами,
карандаши,
различные виды мозаики и т. д.
Представлена выставка литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».
Оформлена выставка дидактических пособий для развития мелкой моторики «Это Вам поможет буквы ровные писать» (шнуровки, волчки, тренажеры из пробок, игры и пособия М.М. Монтессори и т.д.)
 
Ход занятия:
  « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
(В.Сухомлинский).
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Одно из направлений моей работы – это развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В практике моей работы с детьми группы компенсирующей направленности  прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук  у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошкольного детства. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы в обучении не только в 1 классе, но и в дальнейшем.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1.Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста  
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
 
На выставке представлено Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. (Предложить подборку игр с различными предметами).
2.Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
3.Игры с сыпучими материалами
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
 
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
И сколько не мнем,
Комочки опять и опять достаем.
 
Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ.
Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).
В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.
4.Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с прищепками
1.Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым. Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
Игры с пинцетом и пипеткой.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
 
8.Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
9.Аппликация
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
10.Работа с пластилином
Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки,
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль - вода - подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
11.Рисование
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек-«раскрасок», рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры -обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.
Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».
Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Приложение 1.Игры с пуговицами..Рисуем пуговицами картины

 
Приложение 2. Игры с крупами. Покрасить соль или рис краской или пищевыми красителями. Насыпать слоями в прозрачную банку или бутылку.

Красим манку пищевым красителем или гуашью, после высыхания протираем через сито для однородной консистенции, пишем или рисуем на листе клеем-карандашом. Потом Главный Читатель засыпает лист слоем манки и начинается волшебство - сдувам вместе и ссыпаем манку в тарелку - проявляется изображение.

Приложение 3. Игры с прищепками.


Бусы
Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
Солнышко
Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом. 
Приложение 4. Игры с бусинами, макаронами.
Из бабочек можно сделать украшения для волос. Для этого их нужно разукрасить, а затем приклеить к невидимкам, зажимам или заколкам.
Самое простое – аппликация. Такую поделку можно легко сделать с ребенком 2-3 лет. На листе бумаги или картона рисуете заготовку, а затем выкладываете макароны на нарисованные объекты. После высыхания картину можно раскрасить. Для склеивания макарон используют, как правило клей ПВА.
Из бусин выкладываем буквы, просим ребенка назвать слово на данную букву. Предлагаем малышу составить букву самому.

Приложение 5. Аппликация и поделки из старых журналов. Подставка под горячее легко сделают младшие школьники из газетных трубочек.

Открытки с использованием газет и журналов.

Приложение 6. Рисование пальчиками.
рецепт приготовления пальчиковых красок: 3ст.л. соли, 1ст.л. подсолнечного масла, 3 ст.л. воды, пищевые красители, мука.Смешиваем миксером или ложкой перечисленные ингредиенты, подсыпая муку до консистенции густой сметаны, разливаем по баночкам и в каждую постепенно добавляем красители и, помешивая, доводим краски до нужного нам цвета. Хранить самодельные пальчиковые краски лучше в холодильнике.


Приложение 7. Работа с пластилином- колбаски, колобки.
Основные элементы лепки
Приступая к лепки, вам следует взять маленький кусок, так как если вы возьмете большой кусок, вам будет сложно его размять. Прежде всего следует разогреть его своими руками, и разминать его пару минут. После чего вы заметите, что он стал мягким, и вам станет легче с ним работать.
К готовому кусочку следует помаленьку добавлять новые кусочки и также их мять, пока вы не убедитесь в том, что этого куска вам достаточно. Теперь вы, и ваш пластилин готовы к лепке!
ШарПожалуй, это самая легкая фигурка, и начинать следует именно с нее. Возьмите в руки небольшой кусочек материала и сделайте его круглым. Чтобы ваш шар стал ровным и гладким, вам нужно покатать его по кругу между своими ладонями.
  
 Блинчик.

КапелькаЕсли вы хотите сделать каплю, то вам нужно слепить шарик, после чего взять один кончик шара и потянуть его вверх.
КонусВы с легкостью можете превратить ту же каплю в конус. Для этого вам всего лишь нужно тупым концом капли прижать фигурку к доске и ваш конус готов!
 
ЗмеяТакой элемент, как змейка, используется достаточно часто в лепке, и делается она совсем просто. Возьмите кусок пластилина, и катайте его на дощечке до тех пор, пока он не примет длинную и тонкую форму.
Если ваша змея получилась слишком тоненькой и даже порвалась в середине, то не стоит огорчаться, так как вы можете с легкостью соединить кусочки вместе.

КолбаскаКолбаску сделать легко. Принцип данной поделки точно такой же, как у змейки. Раскатайте кусочек продолговатого пластилина на доске, но не сжимайте его слишком сильно, так как колбаска должна быть толстой.
СОВЕТ: Если у вас возникла необходимость соединить между собою две части фигурок, к примеру этими фигурками могут стать нога и туловище, то вы должны для начала плотно прижать их друг к другу, затем разгладить место стыковки пальцами.
У вас все получится!