«Система подготовки к олимпиадам и научно-практическим конференциям» Презентация


Тема «Система подготовки к олимпиадам и научно-практическим конференциям»Автор:Зайцева Наталия Григорьевна.,учитель химии и биологии МБОУ СОШ с.ЛуговскоеРовенского района Саратовской области) Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой серьёзные цели и стремились к их достижению. -Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета. -Подготовка к научно- практической конференциям способствует расширению кругозора ученика, тем самым ему легче готовиться к олимпиадам. Также дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Первое «Положение о Всероссийских олимпиадах учащихся восьмилетних и средних школ» было утверждено Министерством просвещения РСФСР 23 января 1965 года, и содержало основные цели олимпиады: - повышение интереса учащихся к соответствующим наукам-подведение итогов работы кружков, и других видов работы с учащимися,-оказание помощи учащимся старших классов в выборе специальности,-выявление сильнейших учащихся. К началу 70-х годов задача массового привлечения школьников к олимпиадам перестает доминировать, усиливается другой аспект – углубление знаний. В это время задания делят на обязательные и по выбору. Постепенно в олимпиады стали включаться нестандартные задачи, изменились цели олимпиад. Вместо развития личности школьника в положение включается выявление одаренных детей. Усложнялись олимпиадные задания. Формы подготовки школьников к олимпиадамСамостоятельныеработыучащихсяИндивидуальные занятия и консультацииИспользование информационно-компьютерных технологийКружки, факультативыУрокПрактические занятия Подготовка к олимпиадам часто является основой различных внеурочных занятий: *кружков, *лекториев, *факультативов, *предметных конференций. Занятие кружка Система олимпиад и творческих конкурсов Одна из форм работы по выявлению и развитию одаренных детей – заочные олимпиады. Они позволяют охватить большее количество учащихся, в них имеет право участвовать любой школьник без рекомендации со стороны учителя. Заочная олимпиада является движущей силой развития самостоятельной работы учащихся. Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах Подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя и ученика. До ученика необходимо довести систему олимпиад, показать, что их ждет в случае победы в олимпиаде, разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Для начала одаренным ребятам нужно предлагать для чтения интересную научно-популярную литературу, разрешать самим проводить простые химические опыты. Затем планируются внеурочные занятия. Можно предложить ученику составить олимпиадные задания для других. Организационно-методическая работа учителя-наставника Для подготовки ребят к олимпиадам учитель-наставник подбирает задания и составляет план работы; определяет тематику каждого занятия. Для этого необходимо иметь материалы олимпиад различного уровня прошлых лет, вузовские учебники и учебники для углубленного изучения химии, биологии и специализированную литературу. Методика подготовки и проведения олимпиад различного уровняОрганизация олимпиад: от простого к сложному Положение о Всероссийской олимпиаде школьников от 2007 года предусматривает четыре этапа олимпиады: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Каждый этап состоит из нескольких туров: одного или двух теоретических и экспериментального. Не достаточно просто разработать комплекты заданий. Олимпиада любого уровня – это результат долгой, кропотливой работы многих людей, поэтому организации каждого этапа нужно уделять должное внимание. Подготовительная, основная и заключительная стадии организации олимпиад Подготовительная стадия. Первый этап олимпиады – это школьный тур. Привлекаю ребят к школьной олимпиаде по принципу добровольности. Очному туру может предшествовать проведение заочной олимпиады. Преимущества заочного тура: 1) стимулирование учащихся к самостоятельной работе, чтению популярной литературы, предоставление возможности выйти за рамки учебника, расширить кругозор; 2) возможность решать задания в удобное время и в менее жесткие, чем на очном туре, временные рамки; 3) расширение разнообразия форм организации деятельности – доклады, рефераты, проведение экспериментов. Основная стадия. Школьный этап олимпиады проводится после уроков. Школьники садятся так, чтобы вместе не сидели ребята из одного класса. На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов.Участники, набравшие менее половины от максимального количества баллов, не могут являться победителями и призерами. Олимпиада – это интеллектуальный форум, а не спортивное соревнование, поэтому допускается несколько первых, вторых и третьих мест.Школьный тур олимпиады по химии Заключительная стадия. С целью повышения эффективности школьного тура провожу разбор заданий, решений и анализ допущенных ошибок и неточностей. Составляю отчет, к которому прилагаю: списки учащихся, отобранных на муниципальный этап; Сводные ведомости результатов по каждому классу; условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился школьный этап. Система работы по подготовке и проведению олимпиад В начале учебного года я выявляю ребят, которые хотели бы участвовать в олимпиаде по химии и биологии Строго придерживаюсь принципа добровольности. С этими ребятами начинаю подготовительную работу Список призеров олимпиад по биологии на муниципальном уровне {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Ф.И.классрезультат12.34Сероштан ЮрийМоскаленко Мария Сараева Юлия9810победительпризерпобедитель2014-15 уч год123Москаленко Мария Дашян Кристина Сараева Юлия 9810призерпризерпризер2015-16 уч.год1.23Алтынбаев БулатМоскаленко Мария Кучкарова Айна8109победительпризерпризер2013- 2014 уч.гг., {284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}№Ф.И.классрезультатыФ.И.классрезультаты1Абубикерова Гузель81 местоИванова Елена 111 место2.Эрмыш Анастасия91 местоЭрмыш Анастасия 101 место 3Иванова Елена10призерЭрмыш Анастасия 11призерСписок призеров олимпиад по химии на муниципальном уровне 2012- 201 уч. гг .и 2014-2015 уч.ггЭрмыш Анастасия два года подряд участвовала на региональном этапе по химии и среди участников показала неплохие знания УровеньМероприятие ГодФ.И.участниковРезультатыВсероссийский Всероссийский конкурс «Моя малая Родина»2011Хайрулинова АнараДипломМежрегиональный Межрегиональный интеллектуально-творческий конкурс по учебным предметам2011Сараев РоманДиплом лауреатаРегиональный«Шаг в будущее»2011Алтынбаева Гульнара.ГрамотаОбщероссийскаяОбщероссийская предметная олимпиада«Олимпус» 2012Жумабекова ЭльнараИванова Елена Диплом лауреатаДиплом лауреатаВсероссийскаяВсероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний 2012 8 учащихся 7-9 класс БлагодарностьОбщероссийскийОбщероссийский конкурс «Альбус» 2013 2 челГрамота 1 местоОбщероссийскаяОбщероссийская предметная олимпиада«Олимпус» 2013 5 человекДиплом лауреата3 человекРегиональныйИнтеллектуальный конкурс «Будущее в ваших руках»2013Сараева ЮлияГрамотаМои ученики участвуют во Всероссийских олимпиадах –конкурсе «Альбус», «Олимпус., « Мультитест», «Гилиантус» . В этих олимпиадах могут участвовать даже слабые ученики с 5 по 11 класс. Все получают сертификат участника, а занявшие с 1 по 10 место – диплом лауреата. Результаты в таблице: НПК призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством учителей. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера. Образовательные потребности таких обучающихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому конференции – оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций. Подготовка к проведению научного исследования.Прежде всего, надо выбрать объект и предмет исследования. Выбрать и сформулировать тему. Правильно выбрать тему исследования – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема исследования должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в области неразрешенных проблем. Роль учителя заключается в том, чтобы научить методам и приемам научного исследования, работе с научной литературой. На начальном этапе работы составляется примерный план, основная часть которого в ходе работы над темой будет уточняться, конкретизироваться. “ Логичный, правильно построенный план – половина успеха”. Научный руководитель на систематических консультациях направляет деятельность учащегося, контролирует этапы выполнения работы, оценивает полученный результат. №ЭтапВид работыСроки выполненияОжидаемый результатПомощь научного руководителя1Подготовка к проведению научного исследования1.Определение объекта и предмета исследования2. Формулировка темы исследования, обоснование актуальности3.Изучение научной литературы4.Выдвижение гипотезы5.Определение методов исследованиямаймаймай-ноябрьмаймайВыбор объекта и предмета исследованияИзучение выбранной темы с использованием дополнительной литературыОбозначение круга вопросов по исследуемой темеВыдвижение гипотезыОпределение методов исследованияРекомендация в определении объекта , предмета исследования Рекомендация темыРекомендация литературыРекомендацииПомощь в выборе методов исследования2Проведение исследования1.Составление плана исследованияМай-июньПлан исследованияКорректировка плана2.Сбор , систематизация информации, анализ полученных результатовМай-февральЧерновой вариант исследовательской работыОказание помощи в систематизации и анализе собранной информации. 3Оформление научно-исследовательской работыОформление научно-исследовательской работы в соответствии с ПоложениемянварьТекст исследовательской работыПомощь в оформлении текста работы4Защита научно-исследовательской работы1. Написание тезисов выступления,создание презентации2.Представление результатов исследования на секции «Человек- культура»Январь-февральФевраль- мартТезисы, презентацияДиплом призераПомощь в подготовке к защите работы.Анализ публичного представления результатов исследовательской работы Индивидуальный план подготовки учащихся к научно-практической конференции Учителя химии и биологии Зайцевой Н.Г. Сроки реализации: май 2013 - апрель2014 Цель: оказать методическую помощь учащимся при проведении исследовательской работы и подготовке выступления на школьной научно-практической конференции. Задачи: развитие личности, способной к самоактуализации в современном мире; формирование у учащихся научных взглядов; знакомство учащихся с современными методиками научно-исследовательской работы; помощь учащимся в овладении знаниями, умениями и навыками исследовательской работы. Учащиеся Сараева Юлия, Москаленко Мария, Дик Данила, Дик Виктория Одним из требований членов комиссий на научно – практических конференциях является наличие в работах учащихся четко сформулированных предмета и объекта исследования. Это является для них крайне сложным делом и здесь становится важным умение научного руководителя помочь им в этом. На организационно-исследовательском этапе расписывается последовательность выполнения исследования, отбирается необходимая вторичная информация, собирается и обрабатывается первичная информация. Заключительный этап работы над темой включает в себя формулировку выводов, сопоставление полученных результатов с поставленными задачами, определение практической значимости исследования. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.5. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.7. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.Таким образом, процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.«Вырастить» способного ученика очень непросто. Защита исследовательской работы Я стараюсь привлекать к работе и учащихся младших классов. В прошлом году ученики 3-го класса представили свою исследовательскую работу «Птицы нашего села»на региональном уровне и заняли призовое место. В этом году ученица 5 класа Дик Валерия заняла 1 место 5-я областная экологическая конференция младших школьников «Первые шаги в экологию. Во втором ряду третья Дик Виктория Так постепенно, предлагая ученикам развивающие творческие задания, готовя к школьным, затем районным олимпиадам (и все это на основе дружеских отношений, полного взаимопонимания),к научно- практическим конференциям я наконец - то увидела многих своих учеников зрелыми личностям, с богатым внутренним миром, одухотворенных, с искоркой в глазах. Теперь многие мои ученики студенты высших учебных заведений. Многие из них учат детей узнавать что-то новое – настоящее, радостное. За свою педагогическую деятельность я подготовила 11 учителей химии и биологии.21-я областная научно-практическая экологическая конференция обучающихся, посвященная 70 –летию Победы в Великой Отечественной войне. Первый справа Дик Данила Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу -   Не худшая все - таки участь.    Мне кажется, я их чему - то учу,     А это они меня учат Хочу отдать таким детям все, что на сегодняшний день мною накоплено, приготовлено, задумано. На протяжении уже многих лет участвую с детьми в научно-практических конференциях. Многие и них имеют краеведческую, экологическую ,патриотическую направленность Это мои участники научно- практических конференций В кабинете есть ежегодно обновляющийся стенд, на котором отражены достижения учащихся: «Лучшие по предмету», «Победители в муниципальных и региональных олимпиадах по химии и биологии», «Участники муниципальных и региональных научно-практических конференций учащихся», а также копии грамот и сертификатов.Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты… Мандевиль Добро нести, добру учить,Добиться цели через трудностиЛюбовью истине служить –Я называю это мудростью. А.В. ЕлисовСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!