«Система подготовки к олимпиадам и научно-практическим конференциям»


«Система подготовки к олимпиадам и научно-практическим конференциям»

Зайцева Наталия Григорьевна.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ с.Луговское
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой серьёзные цели и стремились к их достижению. Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, нучно- практические конференции, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам.
Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета. Подготовка к научно- практической конференциям способствует расширению кругозора ученика, тем самым ему легче готовиться к олимпиадам. Также дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Основная цель школьных олимпиад и научно- практических конференций:-выявление талантливых ребят;
развитие интереса учащихся к изучению предметов;
-повышение интеллектуального уровня учащихся;
-создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Первое «Положение о Всероссийских олимпиадах учащихся восьмилетних и средних школ» было утверждено Министерством просвещения РСФСР 23 января 1965 года, и содержало основные цели олимпиады:
- повышение интереса учащихся к соответствующим наукам
-подготовки учащихся и качества преподавания биологии и химии в школе;
-подведение итогов работы кружков, и других видов работы с учащимися,
-оказание помощи учащимся старших классов в выборе специальности,
выявление сильнейших учащихся.
К началу 70-х годов задача массового привлечения школьников к олимпиадам перестает доминировать, усиливается другой аспект – углубление знаний. В это время задания делят на обязательные и по выбору. Постепенно в олимпиады стали включаться нестандартные задачи, изменились цели олимпиад. Вместо развития личности школьника в положение включается выявление одаренных детей. Усложнялись олимпиадные задания.
Олимпиады способствуют привлечению большего числа школьников к серьезному изучению химии и биологи и содействуют повышению уровня преподавания этих предметов в школе. Подготовка к олимпиадам часто является основой различных внеурочных занятий: кружков, лекториев, факультативов, предметных конференций. Олимпиадные задания помогают выявить наиболее одаренных учеников,
Одна из форм работы по выявлению и развитию одаренных детей – заочные олимпиады. Они позволяют охватить большее количество учащихся, в них имеет право участвовать любой школьник без рекомендации со стороны учителя. Заочная олимпиада является движущей силой развития самостоятельной работы учащихся. В настоящее время заочные олимпиады превращаются в интернет - олимпиады, что позволяет привлечь много способных ребят, интересующихся химией и биологией
Подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя и ученика. До ученика необходимо довести систему олимпиад, показать, что их ждет в случае победы в олимпиаде, разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением. Таких ребят нужно привлекать для помощи отстающим. Для начала одаренным ребятам нужно предлагать для чтения интересную научно-популярную литературу, разрешать самим проводить простые химические опыты. Затем планируются внеурочные занятия. Можно предложить ученику составить олимпиадные задания для других
Для подготовки ребят к олимпиадам учитель-наставник подбирает задания и составляет план работы; определяет тематику каждого занятия. Для этого необходимо иметь материалы олимпиад различного уровня прошлых лет, вузовские учебники и учебники для углубленного изучения химии, биологии специализированную литературу.
В начале учебного года я выявляю ребят, которые хотели бы участвовать в олимпиаде по химии. Строго придерживаюсь принципа добровольности. С этими ребятами начинаю подготовительную работу. При решении задач на факультативе обязательно проговариваю, какой балл имеет задача, отмечаю элементы оценивания.
Перед школьным туром олимпиады по возможности даю задания всем желающим для заочного тура. Причем, провожу заочный тур по-разному. Или это задания с указанием баллов за каждое задание, или это общий лист с заданиями. Причем, взяв задание заочного тура, ученик не обязательно должен участвовать в очном туре. Многие ребята берут задание просто для того, чтобы попробовать свои силы. В заданиях заочного тура обязательно число «утешительных» заданий больше, чем на очном туре. Это ставит в положение успеха даже не самых одаренных ребят. По договоренности с ребятами за успешное выполнение заданий заочного тура я выставляю им оценки в журнал.
Школьный очный тур провожу обязательно после уроков. Принцип добровольности сохраняется.
Перед вами список призеров олимпиад по биологии на муниципальном уровне.
2013- 2014 уч.гг.,
Ф.И. класс результат
1
2.
3
4 Сероштан Юрий
Москаленко Мария
Сараева Юлия
9
8
9
8 1 место
призер
призер
победитель
2014-15 уч год
1
2
3 Москаленко Мария
Дашян Кристина
Сараева Юлия 9
8
10 призер
призер
призер
2015-16 уч.год
1.
2
3 Алтынбаев Булат
Москаленко Мария
Кучкарова Айна 8
10
9 победитель
призер
призер
Сероштан Юрий ученик 9 класса принимал участие в олимпиаде на региональном уровне показал не плохие результаты, особенно на практическом этапе.
Список призеров олимпиад по химии на муниципальном уровне
2012- 201 уч. гг .и 2014-2015 уч. гг
№ Ф.И. класс результаты Ф.И. класс результаты
1 Абубикерова Гузель 8 1 место ИвановаЕлена 11 1 место
2. Эрмыш Анастасия 9 1 место Эрмыш Анастасия 10 1 место
3 Иванова Елена 10 призер Эрмыш Анастасия 11 призер
Эрмыш Анастасия два года подряд участвовала на региональном этапе по химии и среди участников была не из последних.
Мои ученики участвуют во Всероссийских олимпиадах –конкурсе «Альбус», «Олимпус., « Мультитест», «Гилиантус» . В этих олимпиадах могут участвовать даже слабые ученики с 5 по 11 класс. Все получают сертификат участника, а занявшие с 1 по 10 место – диплом лауреата.
НПК призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством учителей. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера.
Образовательные потребности таких обучающихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому конференции – оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций.
Прежде всего, надо выбрать объект и предмет исследования. Выбрать и сформулировать тему. Правильно выбрать тему исследования – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Основным критерием при выборе темы исследовательской работы является научно-исследовательский и практический интерес. Это очень важно, потому что интерес должны проявлять обе стороны и научный руководитель, и учащийся. Тема исследования должна быть актуальна, отличаться новизной.
Роль учителя заключается в том, чтобы научить методам и приемам научного исследования, работе с научной литературой.
На начальном этапе работы составляется примерный план, основная часть которого в ходе работы над темой будет уточняться, конкретизироваться. “ Логичный, правильно построенный план – половина успеха”. Научный руководитель на консультациях направляет деятельность учащегося, контролирует этапы выполнения работы, оценивает полученный результат. На этапе планирования определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы.
Одним из требований членов комиссий на научно – практических конференциях является наличие в работах учащихся четко сформулированных предмета и объекта исследования. Это является для них крайне сложным делом и здесь становится важным умение научного руководителя помочь им в этом.
На организационно-исследовательском этапе расписывается последовательность выполнения исследования, отбирается необходимая вторичная информация, собирается и обрабатывается первичная информация (не существующая до начала работы). Заключительный этап работы над темой включает в себя формулировку выводов, сопоставление полученных результатов с поставленными задачами, определение практической значимости исследования.
Сегодня важно научить ученика самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Очень важным является умение учителя помочь учащемуся использовать ресурсы Интернета, как интерактивную систему. В процессе работы над избранной темой необходимо умение не только осуществлять поиск информации, но и способность дать критическую оценку полученной информации из различных источников.
Систематизация записей, дальнейшее оформление научно- исследовательской работы невозможна без использования компьютера. Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.
2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.
4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.
5. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.
6. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.
Таким образом, процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика.
Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности.
    На протяжении уже многих лет участвую с детьми в научно-практических конференциях. Многие и них имеют краеведческую, экологическую ,патриотическую . Перед вами мои ученики победители научно-практических конференций
Результаты научно-практических конференций
Уровень Мероприятие Год Ф.И.
участников Результат Международная Международная научно- практическая конференция «От школьного школьного проекта- к профессиональной карьере» 2012 Башина Анастасия Грамота Региональный
«Научно- практическая экологическая конференция»
учащихся
2013
Дик Данила Диплом
Диплом 8 место
Диплом 10 место Международный Международная научно- практическая конференция «От школьного школьного проекта- к профессиональной карьере» 2013 Шишацская Елена Диплом
Региональный
«Научно- практическая экологическая конференция» 2014 Дик Данил Грамота
Региональный
«Энергия будущего» 2014 Зубарь Анастасия Диплом 3 степени
Муниципальный «Я- исследователь» научно- практическая конференция 2014 Дик Данил Диплом
Муниципальный «Мы – будущее России» 2014 Ульбашева Танзиля Грамота 3 место
Региональный
« 21 Научно- практическая экологическая конференция» 2015 Дик Данил Диплом 1 степени
Региональный
« 5 Научно- практическая экологическая конференция» 2015 Дик Виктория Диплом 1 степени
Заключение Я считаю, что каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.
Используемая литература
Перчаткин С.Н., Дорофеев М.Ф. «Химические олимпиады в школе». М, НПО «Образование», 1997
Тюльков И. А., Архангельская О. В., Павлова М. В. «Олимпиада по химии: методическое сопровождение школьного и муниципального этапов». «Химия в школе» №8, 2008 год
Тюльков И. А., Архангельская О. В., Павлова М. В. «Методические основы подготовки к олимпиадам по химии». Цикл лекций, «Химия» (Первое сентября) № 17-24, 2008 год
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. «Начала химии» (современный курс для поступающих в ВУЗы). М, «Экзамен, ОНИКС 21 век», 2001