Организация научно-исследовательской деятельности в школе




Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
« Эрудит»

Одним из ключевых направлений деятельности МОУ «СОШ №4» становится стимулирование творческой активности учащихся. Научно-исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах- с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе «Эрудит» представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской деятельности в развитии познавательной мотивации школьников. Секции НОУ сформированы при всех методических объединениях по направлениям:

Физико-математическое( теоретическая и прикладная физика, математика, информатика, программирование);
гуманитарное (история, литература, краеведение, историко-архивное краеведение);
Естественнонаучное (ботаника, физиология, зоология, физиология человека и животных, валеология, география, геология, химия, экология)
Лингвистическое (иностранные языки, страноведение, культурология речи)





























3. Структура и организация работы
3.1. Основой НОУ являются творческие группы учащихся (научные секции, кружки) в общеобразовательной школе. Несколько таких групп объединяются в НОУ, которые могут функционировать внутри школы.
3.2. В научное общество учащихся, как правило, объединяются творческие группы, проявляющие интерес к какой-либо одной области или к смежным областям науки, искусства, техники, производства.
3.3. Высшим органом НОУ является конференция. На конференции подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций НОУ, организуются выставки, утверждаются планы и программы дальнейшей деятельности.
3.4. Руководство работой объединения между конференциями осуществляет избранный на ней Совет. В состав Совета входят учащиеся члены объединения, представители педагогической и научной общественности, общественных и других организаций, участвующих в деятельности объединения, в его поддержке.
3.5. Педагогическое руководство деятельностью НОУ осуществляют:
3-4 класс Ломонос И.Л.
5-8 класс Лещенко Т.В.
9-11 класс Толстых О.А.


4. Содержание и форма работы.
4.1. Содержание работы в НОУ, отдельных творческих группах определяется дополнительными образовательными программами, ориентированными на углубленное изучение той или иной области науки, искусства, техники, производства.
4.2. НОУ может использовать различные формы организации своей работы:
регулярную круглогодичную работу научных кружков, секций;
индивидуальную и групповую работу членов объединения под руководством учителей;
организацию интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
осуществление информационно-методической и издательской деятельности, направленной на всестороннее развитие научного, творчества учащихся;

проведение предметных викторин, познавательных конкурсов, создание проектов, проведение предметных недель, выставок, научных конференций.


4.3. Члены школьного НОУ могут принимать участие в работе научно-практических конференций, научных чтениях, слетах, конкурсах, олимпиадах, турнирах по различным областям знаний, выставках творческих работ учащихся и др.

4.4. Формы творческих работ:
информационно – реферативные;
реферативно – экспериментальные;
проблемно – реферативные;
описательные.



5. Права и обязанности членов
5.1. Членами НОУ могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе.
5.2. Члены объединения обязаны:
активно работать в одной из творческих групп;
участвовать в научных конференциях, экспедициях и др. массовых мероприятиях;
самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, искусства, техники, производства;
обобщать накопленный научно-исследовательский материал по своей теме в творческой группе, на конференции;
5.3. Члены объединения имеют право:
  быть избранными в Совет;
  работать в одной-двух творческих группах;
  получить рецензию своей творческой работы в объединении, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при поступлении в вуз;
  за активную работу в НОУ и достигнутые творческие успехи члены объединения могут быть представлены к награждению грамотами, почетными знаками методического объединения.











6. Общие требования к творческим работам членов НОУ.
6.1. Научно-исследовательскими, поисковыми и рационализаторско-изобретательскими работами в НОУ следует считать работы:
освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее;
связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной работы;
по конструированию аппаратов моделей и приборов, вносящих принципиально новое в решение научно-практических задач;
содействующие совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов.
6.2. Каждая творческая работа должна содержать научные обобщения и завершиться самостоятельно сделанными выводами. К работе должны прилагаться список использованной литературы, рисунки, чертежи, фотоснимки, карты, графики, а также рецензия научного руководителя.

















ПОЛОЖЕНИЕ о научно-практической конференции учащихся МОУ «СОШ №4» г. Абакана


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Научно-практическая конференция проводится среди учащихся старших классов в целях подведения итогов работы школьников в кружках и факультативах, воспитания у них интереса к знаниям в конкретной области, привития умения и навыков самостоятельной работы. Конференция проводится в апреле по секциям, включающим несколько близких по профилю направлений. Конференция имеет открытый характер, что предполагает возможность участия в её работе учащихся других школ. В качестве председателей секций приглашаются ведущие преподаватели. В работе принимают участие все учителя школы. Руководство конференцией осуществляет Совет НОУ и администрация школы. Время выступления 5-8 минут, во время которого автор раскрывает основные положения проведенной работы, подтверждает их примерами, делает  выводы, отвечает на вопросы. После прослушивания всех участников на заседании секции подводятся итоги, и составляется протокол. Лучшие работы, оформленные соответствующим образом, с приложенными отзывом руководителя и рецензией участвуют в городских, республиканских, российских конкурсах. Победители награждаются грамотами, ценными подарками.
ВИДЫ РАБОТ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ.
1. Творческие работы учащихся исследовательского и экспериментального характера, поисковые и опытнические работы. 2. Работы с анализом наблюдений и выводами. 3. Реферативные и обзорные работы. 4. Работы по созданию действующих приборов и механизмов, программ для решения определенных задач на ПК и др. 5. Всевозможные проекты усовершенствования приборов, процессов, систем, предложения по рационализации и изобретательству. Поощряются групповые работы по проблемам,   выходящим  за  рамки деятельности конкретной секции.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА, ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
1. Объем работы не должен превышать 15-20 страниц рукописного или 10 страниц машинописного текста через 2 интервала. 2. Работа должна быть написана грамотно и, в случае рукописного оформления, разборчиво. 3. Все схемы, таблицы, рисунки и графики должны быть подписаны, страницы пронумерованы. Работа может быть иллюстрирована  фотографиями. 4. При использовании фраз из научных и других источников должны быть сделаны сноски на цитированную литературу. 5. Реферативная работа должна базироваться не менее чем на трех научно-литературных источниках, которые обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы в конце реферата. Титульный лист должен оформляться в соответствии с приложением.

6. Содержание работы должно соответствовать следующим общим требованиям: Наличие плана с указанием страниц. Введение (история вопроса, постановка задачи, проблемы). Описание эксперимента (материалы и методы, используемые приборы, оборудование, реактивы, описание проведенных операций, опытов, наблюдений и т.д.). Подведение итогов и анализ результатов. Выводы. Практическое применение. Личное отношение автора к освещенному вопросу. В работах физико-химического и аналитического характера следует указать точность измерений и статистическую достоверность результатов, в работах по синтезу описание эксперимента и константы полученных веществ, в работах по созданию схем, приборов - области их применения, параметры и т.д.













СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ НА УЧЕНИЧЕСКУЮ РАБОТУ.
1. Правильность оформления работы (наличие плана, рисунков, схем, иллюстраций, списка использованной литературы).
2. Актуальность темы и соответствие ей содержания работы.
3. Полнота освещения вопроса, наличие собственного видения автора.
4. Наличие эксперимента, его сложность, оценка результатов.
5. Достоинства и недостатки работы. Пожелания и рекомендации рецензента.
6. Ф.И.О., должность и место работы рецензента.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ УЧАЩИХСЯ.
1. Владение основами исследовательской деятельности:
обосновать актуальность исследования;
определить цели и задачи;
сделать обоснованные выводы;
изложить и оформить результаты работы.
2. Оригинальность подходов в исследовательской работе:
использование методов, описанных в специальной литературе;
использование самостоятельно разработанных методов.
3. Самостоятельность исследования:
свободное владение материалом;
умение аргументировано отвечать на вопросы экспертов;
умения давать оценочные суждения.


Цель научного общества:
формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
создание условий для включения учащихся МОУ «СОШ №4» в научно-исследовательскую работу.
    Задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
развивать у учащихся познавательную активность и творческие способности;
знакомить с методами и приёмами научного поиска;
учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научно-исследовательскую работу;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

Ожидаемый результат:
Расширение образовательного пространства учащихся, получение дополнительных знаний по предметам, интеллектуальное обогащение;
Овладение способом работы с научно-популярной литературой;
Профессиональное самоопределение каждого учащегося, осознанный выбор будущей профессиональной карьеры;
Знание требований к научному исследованию до поступления в ВУЗ,
Активное участие учащихся в секциях НОУ,
Самореализация через участие во всероссийских, региональных, республиканских, городских НПК.