Тема: Басни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 с. Октябрьское Пригородного района

Литературное чтение 2 класс УМК «Гармония»

Тема: Басни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».
Цели :
Познакомить учащихся с баснями К.Ушинского, с понятием «басня», с биографией и творчеством писателя. Формировать умение определять басню как жанр литературы, учить отличать её от сказки, учить находить мораль басни.
Развивать навык чтения, умение работать с текстом, слушать учителя. Содействовать развитию творческих способностей детей.
Способствовать воспитанию желания быть лучше и добрее. Использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств.
Планируемые результаты :
Предметные :
уметь определять основные признаки басни , отличать ее от сказки;
работать над выразительностью и пониманием текста;
определять мораль басни .
Метапредметные :
контроль своей деятельности ,определение цели урока, проговаривание последовательности действий, сохранение учебной задачи до окончательного ее решения;
различать жанры , делать выводы, находить ответы на вопросы, анализировать поступки персонажей;
слушать и понимать речь учителя и одноклассников, оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные :
мотивация учебной деятельности , желание приобретать новые знания, готовность принимать оценки учителя и способность к самооцениванию; оценивая поступки героев , уметь высказывать своё отношение к ним.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Оборудование : О.В. Кубасова. Литературное чтение 2ч.,презентация , карточки для характеристики героев, карточки для самооценки.
Методы : словесные , наглядные, частично – поисковые, наглядные.
Технологии : формирование критического мышления ,ИКТ.
Ход урока :
Самоопределение к деятельности.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет , сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Как вы понимаете смысл последних строк ?
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Речевая разминка.
Чтобы речь была понятна , говорить всё нужно внятно
Не картавить ,не свистеть ,
И конечно , не шипеть.
И для лучшей тренировки разучить скороговорки.
- О ком эта скороговорка узнаете из анаграммы ( перепертыши).
-Прочтите их в презентации.
РОПТО
КОТМОЛО
ЛАПИ
СРЕВЧОК
- Какое из этих слов лишнее?
Как сверлом сверлит сверчок ,
Просверлит – и вдруг молчок!
- Произнесите ее медленно ,тихо ,громко ,как колыбельную ,испуганно ,гневно, радостно.
- А почему мы вспомнили о сверчке ? (читали произведение о нем на прошлом уроке)
Проверка домашнего задания.
чтение по ролям стихотворения И . Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка»
- В чем мышь и паук упрекали сверчка?
- Чем он был занят на самом деле?
- Как нужно петь колыбельные?
б) выборочное чтение эпизода стихотворения с интонацией колыбельной.
3.Первичное усвоение новых знаний.
Сообщение темы и постановка учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского – великого русского педагога , жившего в 19 веке. Он написал учебники «Детский мир» , «Родное слово».
- Угадайте, о ком пойдет речь в его произведениях?
отгадывание загадок
По лужку он важно бродит ,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки ,
Дарит мягкие перинки.(Гусь)
Длинноногий , длинношеий,
Длинноклювый ,телом серый.(Журавль)
- Что вы знаете о них?
Чтение басни учителем.
- Как вы думаете , в каком жанре написано произведение ?
-Какие еще жанры вы знаете ?
Составление схемы «Литературные жанры» (работа у доски)
Физминутка
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево ,вправо
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту плюх!

Чтение басни «цепочкой».
Фронтальный опрос по содержанию басни.
- Кто из персонажей вызывает у вас уважение ?
-Как называет себя гусь?
-Как вы понимаете значение слова «удивительный»?
-Почему он так думает о себе ?
-Какую характеристику дает гусю журавль ?
-Какой совет он ему дал ?
- Что думает о гусе автор ?
Работа над характеристикой персонажей .
фронтальная работа у доски
- Выберите слово – признак ,характеризующее персонаж, прикрепите к нужному персонажу.
Чтение по ролям.
- С какой интонацией нужно читать слова гуся и журавля ?
- Чему учит нас басня ?
- Как в произведении об этом говорится ?
- Это в басне называется моралью.
Мораль – это особые строчки в конце или в начале , которые нас чему – то учат.
Работа над басней « Кто дерет нос кверху»
Словарная работа
Иной – отличающийся от других.
Торчать – быть в стоячем положении.
Торчмя торчит – ровно стоит.
б)чтение басни лучшими учениками.
- Что заинтерисовало мальчика ?
-Чем может быть полон колос ?
- Почему он гнется ?
- Почему другой стоит?
в) работа над выразительностью в паре.
4. Итог урока.
- Прочитайте пословицы на презентации и подумайте какая из них лишняя? Почему?
Не хвали сам себя ,есть лучше тебя.
Кто хвалится , тот с горы свалится.
Нет друга ищи , а нашел – береги.
Гордым быть – глупым слыть.
-Чему вы сегодня научились ?
- Оцените свою работу с помощью карточек ( кто считает , что работал на полную силу – покажите красную карточку, кто хорошо, но мог бы лучше – желтую, кто не постарался – зеленую.)