Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» на тему: «Из старинных книг» с использованием методики эстетического развития.

Тема урока: Из старинных книг.
Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»
Цели: 
Познакомить учащихся с твореством К. Ушинского, прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Личностные УУД:
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.
Познавательные УУД:  
Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Коммуникативные УУД:
Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь; уважать другую точку зрения.
Предметные результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; описывать картины, пытаться почувствовать настроение, которое хотел передать автор.
Ход урока
I .Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
- Сегодня на уроке у нас с вами будут гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. А кто именно к нам пришел - мы узнаем чуть позже. У Вас такие приятные улыбки и добрые глаза, я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я хочу вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

1.Вступительная беседа:
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы вспомним много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг.
- Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой?
(В книгах, в мультфильмах, кино)
- Любите ли вы читать сказки? Почему?
(Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать и т.д.)
-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?
(Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.)

2. Литературная викторина «Узнай сказку».
- Ребята, а много сказок знаете вы? Я буду читать вам загадки и отрывки из сказок, а на экране будут иллюстрации. Вы должны сказать мне, о какой сказке идёт речь.
А) (1 слайд) «Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд».
(2 слайд) («Репка»)

Б) (3 слайд) «Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом».
(4 слайд) («Лиса и журавль»)
-Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»?
(Остался ни с чем, нечего не получил)

В) (5 слайд) -Из какой сказки этот отрывок?
«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да и обронил »
(6 слайд) («Рукавичка»)

Г) (7 слайд) «Что за славный теремок?
Ах, какое чудо!
Кто тут в домике живет,
Дружно песенки поёт»?
(8 слайд) («Теремок»)
-О каких сказках шла речь? Перечислите их.
(«Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Теремок»).

3. Закрепление и обобщение знаний.
-Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил?
(9 слайд) (Это русские народные сказки)
-Какие еще русские народные сказки вы знаете?
(«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка»)
-А как называется сказки, написанные писателями?
(Авторские или литературные)
-Каких писателей сказочников вы знаете?
(А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак, Е.Чарушин.)
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране сказок.
А теперь давайте вспомним. Что такое небылицы? Приведите примеры небылиц (2-3 человека). (10 слайд отрывок мультика)
- Мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.
III. Физкультминутка
IV. Работа по теме урока.
Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58.
- Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский)
(11 слайд).
ЧТЕНИЕ учителем.
- Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать, что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.)
- Какими словами гусь восхищался собой?
(«Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»)
-Почему журавль назвал гуся «глупой птицей»?
-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?
(Чтение детьми про себя и вслух)
Ребята, сейчас мы с вами уделим внимание и журавлю и гусю. Давайте посмотри на экран(12 слайд).
Вы видите картину «Журавли летят», написанную русским художником Степановым Алексеем Степановичем в 1891 году.
Давайте с вами рассмотрим эту картину. (На картине изображены деревенские дети, о чем свидетельствуют характерные одежды конца 19 века – лапти, онучи, повязанные платки. На дворе ранняя весна, вокруг среднерусский равнинный пейзаж и журавли возвращаются в родные края. Детвора смотрит им вслед, провожая взглядом.)
Алексей Степанов проявился как художник в картинах русской природы и быта. В незначительном и простом искал глубокий смысл. В его произведениях трудно определить, какое направление исповедует художник: пейзаж или жанровая живопись.
Давайте с вами вспомним, что же такое пейзаж?
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
То подобная картина называется... ПЕЙЗАЖ !!!
ПЕЙЗАЖ это-
1..Общий вид какой-либо местности.

2. Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы, какой-либо местности; пейзажная живопись... .
3. Описание, изображение природы, какой-либо местности в литературном или музыкальном произведении
Еще один пейзаж посвящен гусям, давайте посмотрим на экран. (13 слайд). Мы видим картину Васильева Константина Алексеевича «Гуси-Лебеди».
Давайте попробуем ее описать, (ответ детей).
Лаконичными, выразительными средствами, достоверностью пейзажа обыгрывается тема любви, красоты и супружеской верности, символом которой на Руси издавна считалась пара белых лебедей.

V. Домашнее задание
(По желанию) Выберите любую картину(пейзаж) и попробуйте составить по ней рассказ(устно)

VI. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
(О русских народных и авторских сказках)
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
-Наше путешествие в мир русской народной и авторской сказки завершается.
Всем спасибо за старанье,
За задор, за прочность знаний
И за сказок всех познанье.

15