Урок литературного чтения К.Д.Ушинский Гусь и журавль

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеообразовательная школа № 11













Урок литературного чтения

Тема: К.Д.Ушинский « Гусь и журавль»










Провела: учитель высшей
квалификационной категории
МОБУ СОШ № 11
Мухтарова Зугра Зульфаровна










г.Нефтекамск-2009г.
Тема: « К.Д.Ушинский «Гусь и журавль».


Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского; с биографией и творчеством писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы; учить отличать её от сказки; учить находить мораль басни; развивать навык чтения, творческие способности детей, образное и логическое мышление; воспитывать интерес к предмету, культуру общения и нравственность через анализ содержания произведения.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, интерактивная доска, слайды, текст чистоговорки для разминки, иллюстрации гуся и журавля, выставка книг
Ход урока.
1 Организациоонный момент
Ребята, сегодня у нас будет такой урок, где должно выполняться такое требование как внимательность. Вы готовы? А почему нужна внимательность? (мнения детей).
2 Речевая разминка (чистоговорка)
Ок-ок-ок – под лавочкой сверчок,
ышь-ышь-ышь – а тут соседка мышь, слайд №1
ук-ук-ук – вот ползёт паук,
чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.
О ком эта чистоговорка?
Назовите героев.
В каком произведении мы читали о них?
3 Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения И.Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка». Обсуждение мотивов для песенки сверчка.
Работа в группах. Расскажите эту историю не наизусть, а своими словами. Получилось ли у вас? (рассказы детей)
Во что превратилось это стихотворение? (в сказку)
Тренировка произвольного внимания.
- К какому литературному жанру относится произведение «Про сверчка, мышь и паучка»? ( стихотворение)
А какие литературные жанры вы еще знаете? (ответы)
Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Литературные жанры».
Я буду называть заголовок произведения, а вы его – жанр.Ответы выбираем из второго столбика.
- «Как волк песни пел». стихотворение
«Петя мечтает». сказка
«Заколдованная буква». стихотворение слайд №2
- « Посидим в тишине» рассказ
«Два пирожных» сказка
- « ьсуГ и ьлваруЖ» басня
-Расшифруйте название произведения
А к какому жанру можно отнести произведение «Гусь и Журавль»? ( ответы)
Почему вы не можете четко назвать жанр этого произведения? ( Мы не читали этого произведения)
Верно, так как мы с данным произведением познакомимся сегодня.
«Гусь и журавль», ребята, это басня, которую написал К.Д.Ушинский.
Кто из вас знает, что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.)
4 Постановка целей урока.
Ребята, как вы думаете, на какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди? (ответ: на сказку) Ещё в басне есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, беспечность, эгоизм, черствость, глупость, гордыня, высокомерие и т.д. Мы сегодня должны найти в басне К.Д.Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.
5 Изучение нового материала. Знакомство с биографией К.Д.Ушинского. (рассказ учителя) слайд № 3 ( портрет писателя)
К.Д.Ушинский жил в XIX в. (1824-1870), в те времена не было таких школ, как сейчас, не было учебников.. К Д. Составил для учеников начальной школы учебники: «Детский мир и «Родное слово» (выставка книг). В этих книгах писатель рассказывал детям о жизни людей, о чудесах природы. Здесь есть и басня, которую сегодня будем читать.
1. а) Подготовка к восприятию басни. Басню, которую мы прочитаем, как вы уже догадались, называется «Гусь и журавль».
Вы знаете, кто такой гусь? (Ответ: домашняя птица)
Расскажите о нем. (рассказы детей)
- Что вы знаете о журавле? Расскажите. слайд № 4
б) Первичное чтение басни учителем. ( иллюстрации птиц)
Понравилась ли вам басня? Чем? (Ответы)
Сколько действующих лиц в басне? (Ответ: 2)
Назовите героев. (Ответ: гусь , журавль)
- Что заставило вас улыбнуться? (ответы)
в) Повторное чтение учащимися (про себя).
Беседа по содержанию:
Что думал и каким тоном говорил о себе гусь? (важно, высокомерно)
- А что думает о нем автор? ( Выслушиваются мнения детей)
Где и как он выразил своё мнение?
(Ответы, анализ высказанных мнений)
Как вы считаете, какие слова автора стоит запомнить? (последнее предложение)
Какие пороки высмеиваются в этой басне? (гордость, высокомерие)
Как вы думаете, какова мораль басни? Чем она выражена в произведении? (пословицей). Прочитайте.
Как вы понимаете эту пословицу?
Имеет ли эта пословица отношение к людям? Объясните. Молодцы!
г) Выразительное чтение басни по ролям.
д) работа парами I ряд дает характеристику гусю
II ряд - журавлю
III - выбирает из пословиц те, которые раскрывают содержание данной басни:



Слайд № 5



Подведение итогов урока.

Что такое басня? (ответы детей).
С баснями какого замечательного писателя мы познакомились сегодня?
Какие пороки высмеиваются в баснях?
Спасибо, ребята, за урок. Благодарю вас за приятное общение.

Приложение №1
С внедрением нового государственного образовательного стандарта современный учитель должен знать требования к содержанию образования, результатам образования, реализации образовательной программы и оцениванию. При оценивании обучающихся учитель в конце года должен будет использовать комплексную интегрированную проверочную работу. Я в данный момент работаю по составлению таких проверочных работ. Одну из них представляю на конкурс.

Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года): текст

_______________________________

11 В любом возрасте можно радоваться жизни и получать о неё удовольствие, 24 если живёшь активно, на радость себе и людям. Илья Егорович Сергеев живёт в 36 Уфе, рядом с улицей Рабкоров, в своём уютном бревенчатом домике с 1964 47 года, переехав в него с семьёй из пригородного села Зубово. Милый 57 сердцу деревенский уклад жизни он органично соединяет с городской реальностью. 70 На улочке, зажатой многоэтажками в районе школы МВД, в свои 83 года дед 79 радуется ароматной баньке, саду-огороду, поместившейся здесь же небольшой 83 пасеке и козьему микростаду.
92 Теперь он живет один. Помогать приходит сын Владимир, кандидат 103 технических наук. Дел у Егоровича каждый день с лихвой, особенно летом. 111Почти все для стола и домашней аптечки – своё. 126 Удой с двух коз – до 5 литров целебного молока в день. Хватает и себе, и 130 козлятам, и постоянным покупателям.

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. 1) Озаглавь текст.
2) Определи, к какому жанру можно его отнести.
Задание 3. Установи последовательность содержания текста с помощью опорных слов, чтобы было легче пересказать текст. Укажи стрелками.
Удой Илья Егорович
В любом Теперь
Задание 4. 1) Выпиши из текста имена собственные и объясни правила употребления заглавной буквы в данных словах.
2) Перечисли города Башкортостана.
3) Назови, на какой реке расположен город Уфа
Задание 5. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст ещё раз.
Вопрос 1. Сколько лет прожил в своём уютном домике Илья Егорович, если сейчас 2009 год? Запиши получившееся число
Вопрос 2. Сколько всего литров молока примерно составит удой с двух коз за месяц, если в день Илья Егорович получает от них 5 литров целебного молока? За год? ( берем всего дней в месяце – 30 ) Запиши получившиеся числа.
Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.
2) Подчеркни в записанных словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
3) Спиши эти слова, разделяя их для переноса.
4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и букв.
5) Выполни звукобуквенный анализ слова день.
Задание 7. Отметь, каких домашних животных и птиц, перечисленных ниже, может содержать герой рассказа, где его домик окружён многоэтажными домами:
а) курица д) кролик
б) собака е) гусь
в) лошадь ж) корова
г) утка кошка
Дополнительные задания.
Задание 8. Найди в тексте и спиши два последних предложения.
Задание 9. Разложи число 1964 на разрядные слагаемые. Запиши.
Задание 10. Попробуй объяснить смысл выражения «Жить активно, на радость людям». Напиши одним предложением.
Задание 11. Найди в тексте сложные слова и выпиши их. Обозначь их корни.
Задание 12. 1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с
этим словом.
Задание 13. Назови национального героя республики Башкортостан, чьим именем названы следующие объекты.



Ответ: ___________________________________________________

























Приложение № 2
Интегрированная проверочная работа для 3 класса (конец года):
направленность задания, рекомендации по проведению и оцениванию
Задание 1.
Предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (читательская компетенция).
Раздел: техника и навыки чтения
Оценивается скорость чтения «про себя».
Коды оценки возможных ответов учащихся:
( 4 балла – темп чтения составляет более 75 слов в минуту;
( 3 балла – темп чтения составляет от 71 до 75 слов в минуту;
( 2 балла – темп чтения составляет от 66 до 70 слов в минуту;
( 1 балл – темп чтения составляет от 61 до 65 слов в минуту;
( 0 баллов – темп чтения составляет ниже 60 слов в минуту;
Интерпретация результатов

( 4 или 3 балла – ученик достиг базового и высоких уровней
подготовки;
( 2 балла – ученик достиг высоких уровней базовой и повышенной
подготовки;
( 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;

Внимание!
Важно помнить, что результаты детей с дисграфией или дислекцией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

Ко всем остальным заданиям данной работы рекомендации по проведению и оцениванию составляются аналогично.
Результаты выполнения детьми итоговой проверочной работы заносятся учителем в базу данных или в таблицу Excel. Затем ответы кодируются и интерпретируются так как это подробно описано выше.
По результатам итоговой проверочной работы учитель может не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.
С помощью данной работы, возможно, оценить и отдельные важнейшие аспекты обучения по отдельным предметам.


У каждого свои слабости
Глупый сам себя хвалит
Мерило ума – слово
У кого нет ума – у того нет друга
Самолюбие да самомнение – с высокой горы падение








 OLYMPUS DIGITAL CAMERA
·о
·
·
·
·А