Технологическая карта урока русского языка на тему Обращение в 5 классе


Предмет – русский язык
Класс – 5
Учитель – Козина Татьяна Анатольевна
Конспект урока объяснения нового материала.
Тема урока «Обращение».
Планируемые образовательные результаты.
Предметные.
В результате занятия обучающиеся смогут
освоить понятие «обращение»;
находить обращение в предложении;
отличать обращение от подлежащего;
соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращением;
выделять знаками препинания обращения на письме;
составлять предложения с обращением;
понять роль обращения в тексте.
Метапредметные.
В результате занятия обучащиеся смогут
- продолжить формирование умений ставить цели;
- действовать в соответствии с поставленными целями;
-продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
-совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
-продолжить совершенствовать навыки языкового анализа.
Личностные:
- формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний;
-осознание эстетической ценности русского языка.
Основные понятия урока: обращение; слова, грамматически не связанные с предложением.
Ресурсы.
Учебник – Русский язык. 5 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; рабочие листы, мультимедийная презентация.
№ Этап урока.
Основное содержание этапа Основные виды деятельности учащихся
1. Оргмомент. Здравствуйте. Садитесь, ребята. Проверив ваши тесты по теме «Однородные члены предложения», хочу сказать, что вы, Ваня и Женя, отлично справились с заданиями. Тебе, Марина, нужно обратить внимание на орфографию, особенно на слова с безударными гласными. А ты, Тоня, не поставила двоеточие после обобщающих слов. Я думаю, что эти ошибки будут исправлены. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. Эмоциональный настрой.
2. Актуализация знаний.
1.Что такое обобщающее слово? Какие знаки препинания используются в предложениях с обобщающим словом?
2.В данном предложении расставьте знаки препинания, обозначьте условия выбора орфограммы в словах с пропущенными буквами. Рабочий лист.
3.Самопроверка. Слайд1.
Повторение изученного ранее материала
3.
Мотивация.
- Скажите, ребята, а почему, поздоровавшись со мной в начале урока, вы сели?
- А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам?
-Как узнали Ваня и Женя, что отлично справились с работой? А Марина и Тоня, что допустили ошибки?
Ответы учеников:
- Вы нас назвали по именам. А всем сказали: «Садитесь, ребята».- .Вы обратились к каждому из нас и ко всем вместе.
Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
Ответы учеников: Это обращение.
Итак, тема нашего урока «Предложения с обращениями». Диалог с учителем. Осознание языкового материала и на его основе формулирование темы урока
4. Целеполагание.
Как вы думаете, что нового вы узнаете сегодня на уроке? Чему научитесь? Сформулируйте цели нашего урока.
Ответы учащихся:
- Мы узнаем, что такое обращение.
- Мы научимся находить обращения в предложениях.
- Мы научимся составлять предложения с обращениями.
-Мы научимся читать предложения с обращениями.
-Мы научимся выделять обращения на письме.
А сейчас посмотрите на экран и сравните наши цели. Слайд 2.
Чему вы еще должны научиться на нашем занятии? Формулирование целей урока, определение учебных задач.
Определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач.

4.
5. Работа по теме урока.
Беседа.
- Прочитайте по ролям диалог (с.98). Найдите обращения.
Как вы думаете, какую работу выполняет обращение?
- Они называют человека, к которому обращена речь.
Формулирование правила.
2. Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Рабочий лист. Слайд 3.
Мороз и солнце! День чудесный.
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись…
Прочитайте выразительно эти строки.
Найдите обращения. Какой частью речи они выражены? Скажите, а всегда ли обращение – это одно слово?
Подтвердите свой ответ. (Друг прелестный).
- Вспомните «Сказку о царе Салтане». Как обращается Царевна Лебедь к князю Гвидону? Слайд 4. (схема интонационного выделения обращения).
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Где здесь слова, называющие того, к кому обращаются с речью? Из скольких слов состоит здесь обращение? Выделяются ли они интонационно?
-При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза и далее тон понижается. Эта интонация называется звательной.
Работа над интонацией в предложениях с обращением. Упр.213.
А что на письме соответствует интонационному выделению? - Постановка знаков препинания.
Давайте посмотрим, на каком месте стоят обращения в приведённых примерах? (В конце предложения и в середине)
Как они выделены?
Нарисуем схемы постановки знаков препинания в тетради. Слайд 5.
-На каком месте в предложении может ещё стоять обращение?
В начале предложения.
-Приведём пример из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Как обращался к ветру царевич Елисей? Слайд 6.
Ветер, ветер, ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч…
Запись предложения.
Нарисуйте схему предложения на доске и в тетради.
- После обращения, стоящего вначале предложения может стоять восклицательный знак. Как вы думаете, в каких случаях после обращения ставится восклицательный знак?
Слайд 7. Прочитайте выразительно.
Свет наш солнышко!
Ты ходишьКруглый год по небу…
-Восклицательный знак ставится, когда обращение выражает сильное чувство и произносится с восклицательной интонацией.

Закрепление. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Рабочий лист.
Ребята, вам необходимо найти обращения в предложениях, расставить недостающие знаки. Это задание очень важно выполнить, поскольку оно покажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому-то дополнительная помощь.
Князь им вымолвил тогда:
« Добрый путь вам господа!»
Здравствуй грозная царица.
Не тужи душа моя это чудо знаю я.
Ты царица всех умнее, всех румяней и белее.
Балда погоди ты морщить море…
-Скажите, а местоимения ты, или вы могут быть обращениями?
-Нет.
А как вы думаете, почему?
- Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Каким членом является местоимение ты в последнем предложении?
- Подлежащим.
Сделайте вывод.
Вывод. Слова ты и вы в предложениях обычно являются подлежащими. Их не надо путать с обращениями и выделять запятыми.
-Добавлю. Иногда эти слова могут употребляться в составе обращения. Найдите пример в записанных вами предложениях.
- Мы сказали, что слова ты и вы в предложении являются подлежащими. А обращения? Являются ли они членами предложения? Можем мы к ним или от них задать вопрос?
Слайд 8. Разберите предложения по членам.
Не тужи, душа моя.
Это чудо знаю я.
Чего тебе надобно, старче?
- Обращение не является членом предложения.
Обратите внимание на обращение старче. В древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж: друже, боже, старче.
Слайд 7. Рабочий лист.
Гости князю поклонились,Вышли вон и в путь пустились.Чем вы, гости, торг ведете?
- Какие мысли у вас появились при чтении этих предложений?
-Первое предложение простое, с однородными членами предложения.
- Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении?
-Подлежащее.
- Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?
- Обращение.
Сделайте вывод.
- Одни и те же слова в разных предложениях могут быть обращениями и членами предложения.
Самостоятельная работа. Придумайте сами такие пары предложений, в которых одни и те же слова в одном случае были бы обращениями, а в другом членами предложения. Запишите в тетради.
Можете ли вы сказать, в каких стилях речи используются обращения? Вспомните начало урока, а также предложения-примеры.
-В разговорном.
-В художественном.
Только ли к живым существам применимы обращения? Вспомните опять сказки Пушкина.
-Обращения применяют и при разговоре с неживыми предметами. (Ученики приводят примеры)
Вы привели пример из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Свет мой зеркальце, скажи… Слайд 8.
В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Как характеризуют царицу эти обращения?
С какими словами обращается царевна к старушке, богатырям? Как это характеризует её? Слайд 9.
Можно ли по обращению понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются?
Вывод учащихся. Обращение может характеризовать человека, который обращается и того, к кому обращаются.
Возьмите на заметку! Слайд 9. Работают с учебником. Анализируют языковой материал. Делают выводы.
Работают с языковым материалом. Слайд.
Аргументируют ответ.
Наблюдение над интонационным выделением обращений в предложении.
Выразительное чтение, работа над интонацией.
Анализируют языковой материал и делают выводы о выделении обращения на письме знаками препинания.
Оценивают правильность своих выводов.
Фиксируют наблюдения в тетради.
Работают со схемами.
Повторение и закрепление учебного материала.
Тренировка навыков использования нового знания.
Установление связей между новым и ранее изученным материалом.
Учатся различать подлежащее и обращение по их грамматическим признакам
Анализируют языковой материал.
Строят устные рассуждения.
Анализируют выразительные и стилистические особенности предложений с обращениями.
6. Рефлексия.
- Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:
Рабочий лист.
Обращение-это слово (или словосочетание), называющее того,---------------------------------------------  .
В устной речи обращение выделяется-------------------------------------------------------------------------------- ,
а  в письменной---------------------------------------------------------------------------------------------------------------   .
Обращение по составу может быть------------------------------------------------------------------------------------    .
Обращение не является---------------------------------------------------------------------------------------------------      .
Слова ТЫ и ВЫ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------       .
Если обращение произносится с особым чувством,  то после него на письме ставится--------------       .
Обращения употребляются в__________________________________
_________________________стилях.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Чему научились? Какие были трудности? Все ли поставленные цели были достигнуты?
Оцените свою работу и работу товарищей на уроке. Прокомментируйте оценку. Записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял. Фиксация изученного на уроке материала.
Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция.
Самооценка учебной деятельности.
7. Домашнее задание. § 42. Составьте план рассказа об обращении. Подготовьте устный ответ по этому плану, иллюстрируя каждый пункт вашего рассказа примерами;
упр.216 (п),215(б) (по выбору).
Рабочий лист.
Дата______________________________________________________________
Тема______________________________________________________________
№ Этапы работы Рабочее поле Оценка этапов работы
1. Проверка домашнего задания.
Расставьте знаки препинания. Составьте схему расстановки знаков препинания в предложении. Вставьте пропущенные буквы в словах. Проверьте работу. Оцените. Крошечные в..дяные капли в..сели всюду на лист..ях на цв..тах на ветках д..ревьев. 2. Тема урока
3. Цели урока.
Я должен научиться 4. Мороз и солнце! День чудесный.
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись…
(А.С.Пушкин)
Прочитайте выразительно эти строки.
Найдите обращения. Какой частью речи они выражены? 5. Найдите обращения в предложениях, расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы.
Князь им вымолвил тогда:
« Добрый путь вам господа!»
Здравствуй грозная царица.
Не тужи душа моя это чудо знаю я.
Ты царица всех умнее, всех румяней и белее.
Балда погоди ты морщить море…
6. Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того__________________________ ______________________________________________________________
В устной речи обращение выделяется _________________ , а  в письменной _______________________________
______________________________. Обращение по составу может быть _____________________________________________________________. Обращение не является ______________________________.
Слова ТЫ и ВЫ _______________
______________________________.
Если обращение произносится с особым чувством,  то после него на письме ставится ______________________________ .Обращения употребляются в ______________________________________________________________
________________________стилях.
7 Оцените свою работу. Прокомментируйте оценку с помощью глаголов : старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Оценка этапов работы.

точка означает, что материал понятен, трудностей не вызывает.
вопросительный знак означает, что обучающийся испытывал затруднения в ходе занятия.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дмитровского района Орловской области
«Домаховская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока объяснения нового материала.
Предмет – русский язык
Класс – 5
Тема урока «Обращение».
Учитель – Козина Татьяна Анатольевна