Изучение сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста


Министерство образование и науки Хабаровского краяКраевое государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования«Хабаровский педагогический колледж» Выполнила:Косицына Е.С., Изучение сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста Хабаровск, 2016 Полюбите нас черненькими, беленькими всякий нас полюбит! Объект исследования: толерантность как педагогический феномен.Предмет исследования: изучение сформированности у младших школьников толерантности как качества личности. Изучение сформированности толерантности как качества личности младшего школьника возможно, если:определены критерии и показатели толерантности как личностного качества; осуществлен подбор диагностических методик, учитывающих возрастные особенности младших школьников, а также критерии и показатели толерантности как личностного качества. Гипотеза исследования Задачи исследования дать характеристику толерантности как качеству личности;обосновать сензитивность младшего школьного возраста для воспитания толерантности как качества личности;разработать критерии и показатели сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста;подобрать серию диагностических методик, выявляющих сформированность толерантности у младших школьников;провести диагностику сформированности толерантности у младших школьников, представить анализ полученных результатов. Толерантность реализуемая возможность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентиры, стереотипы поведения. Критерии и показатели толерантности младших школьников КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ Мотивационный позитивные личностные и социальные установки; позитивные коммуникативные установки. Когнитивный представление о проявлениях толерантности в поведении;представления о реагировании  в ситуациях  критики и конфликта;знания о способах проявления сочувствия, поддержки;знания о способах вступления в контакт и отказа от него;умение просить и принимать помощь. Эмоционально-волевой проявление терпимого отношения к другим;самообладание,  выдержка, волевое регулирование состояния. Поведенческий проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения;конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию.   Задачи воспитания толерантности у младших школьников воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей;формирование умения позитивно взаимодействовать с людьми;гуманизация взаимоотношений взрослых и детей, детей между собой. Подходы к воспитанию толерантности младших школьников Личностно ориентированный подход: самоопределение, индивидуальность и самовыражение; гуманные взаимоотношения между учителем и школьниками;обязанности перед собой и другими. Деятельностный подход при организации воспитания: опора на активность, сознательность и самостоятельность;специально организуемая деятельность и общение детей. Принципов организации процесса воспитания толерантности. Толерантность учителя.Создание игрового пространства, способствующего утверждению добрых отношений.Использование специальных приемов, форм воспитания толерантности младших школьников. Педагогические условия воспитания толерантности младших школьников Изучение уровня сформированности толерантности младших школьников проективная методика «Несуществующее животное»;методика «Рассказ о друге»;«Тест на определение уровня толерантности» (М.А.Ковальчук);тестирование;сказка Г.М.Цыферова «Одинокий ослик». Отношение младших школьников к окружающим по методике «Несуществующее животное» Уровни толерантности младших школьников (по работе со сказкой) Уровни сформированности толерантности младших школьников Методики Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Проективная методика «Несуществующее животное» Мотивационный, эмоционально-волевой критерии 4 (21%) 8 (42%) 7 (37%) Тест на определение уровня толерантности М.А.Ковальчук Мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой критерии 7 (37%) 7 (37%) 5 (26%) Тестирование Когнитивный, поведенческий критерии 6 (32%) 8 (42%) 5 (26%) Сказка Г.М.Цыферова «Одинокий ослик» Когнитивный, эмоционально-волевой критерии 2 (11%) 9 (48%) 8 (42%) Уровни толерантности младших школьников (итог)