Доклад на тему Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Доклад на тему: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
В данном докладе собран практический материал, который содержит широкий спектр видов и форм воспитательно-образовательной деятельности, направленной на развитие экологического образования, формирование нравственно-гуманных качеств, проявления интереса к экспериментально-поисковой работе. Необходимо вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам чудес в природе и источником эколого-культурного поведения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Мы рождены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.
К сожалению, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров: домашних животных нам заменяют “тамагочи”, свежий запах луга – кондиционеры. Мы часто задаём себе вопрос: почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны собой? Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило наш выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми 4 – 7- летнего возраста позволило создать модульную технологию формирования начал экологической культуры, основная цель, которой – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
В ходе работы решаются следующие задачи:
Совершенствование эмоциональной сферы личности, культуры воспитания.
Пробуждение познавательной деятельности, образного и творческого мышления.
Формирование социально – волевой сферы личности, культуры общения и поведения.
Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
Хотелось бы поделиться некоторыми методами и приёмами, которые мы используем в работе с детьми по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Почти ежедневно проводим экологические минутки. Их цель - создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов
Речевая логическая задача - это рассказ – загадка, в данном случае о природе, которая способствует:
Развитию самостоятельности мышления и гибкости ума.
Совершенствованию монологической речи детей.
Поддержанию интереса у детей к природе, развитию наблюдательности.
Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую задачу, используем различные игровые задания: экотренинги, проблемные ситуации.
Например “Почему деревья белые”
“Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?”
Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально – познавательный опыт, а это, возможно, осуществить через моделирование биоцинозов. Биоциноз – это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.Перед вами биоциноз зимнего леса, где объекты помещены в нетипичное положение (рыжая белка, серый заяц, насекомые, птицы, растения).
Задание для детей среднего возраста: исправить ошибки и обосновать ответы.
Для развития детского фантазирования, используем экологические сказки, рекламы, загадки.
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека в природной среде. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, мы используем экологические сказки.
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.
Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.
Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают понять глубже детские интересы и их направленность.
Таким образом, на основе знаний, полученных через экологическую сказку, могут быть заложены:
начальные формы осознания правильного отношения к природе,
интерес к ее познанию,
сочувствия ко всему живому,
видение красоты природы в разных ее формах и проявлениях,
умение выражать свое отношение к ней.
Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.
Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.
Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. Я дятел, живу в лесу.
У меня крепкий клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю
вредных насекомых. Без меня лес пропадет.
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяем опытам и наблюдениям.
Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас  окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой   около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы  приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются.
Задача педагога связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. 
Д/игра “Лесные рецепты”
Делим детей на несколько групп и раздаем каждой группе карточки с названиями разных животных или птиц. Предлагаем детям написать меню завтрака, обеда и ужина для своего животного или птицы из даров леса, поля, луга и т.д.
Например меню для белки:
Завтрак – стакан березового сока и каша из молотых желудей;
Обед – грибной суп с листьями крапивы, котлеты из лесных орехов и компот из черники;
Ужин – творог из орехово-грибной пасты и чай из зверобоя и мяты.
Все меню детей склеиваются в книгу: “Лесные рецепты”.
Д/игра “Гимн природе”
Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.
Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.
Д/игра “Природа и Я”
Предлагаем детям закончить предложения:
Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую.
Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне.
Капли дождя на стекле, словно.
Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто.
Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги.
Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как.
Этот цветок так благоухает, что.
Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто.
После этого делим детей на 2 группы. Дети из первой группы по очереди называют только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группы догадываются, из какого предложения была сказана фраза. Затем группы меняются. Предлагаем детям нарисовать самые яркие из своих образов, а затем описать их по рисункам друг друга.
Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля "общим домом"; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – используем экотренинги. Кроме того, они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.
Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них - великан. "Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?"
Дети обычно отвечают так: "Я могу оглохнуть", "Я могу умереть".
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.
Самая обыкновенная посадка лука может стать опытом положительных переживаний, если вся система прожита ребенком: у его луковки есть имя, настроение, с ней он общается, заботится о ней, а луковка дарит ему свою косичку, ведь ей совсем не больно и не жалко. Там, где возможно, должны быть организованы условия проживания целостных систем в реальности, либо проживания игровых систем.
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением праздничных впечатлений в рисунках, играх, рассказах.
Конкурсы, праздники, театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.
Творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа, которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы

15