Из опыта работы Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка


Приемы повышения мотивация
на уроках иностранного языка (среднее звено)
Все искусство воспитания и образования,
не более и не менее,
как искусство возбуждения.
ДистервегГлавной целью обучения иностранным языкам в школе в условиях реализации ФГОС является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Известно, что к 5-6 классу, в силу определенных обстоятельств, интерес к изучению языка пропадает. Поэтому проблема мотивации учения является одной из основных на данном этапе обучения иностранным языкам.
Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача учителя при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности.
Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка. Предлагая девятиклассникам поиграть, всегда в ответ слышишь восторженные возгласы и оживление. А если еще достать мяч, то даже слабоуспевающие дети начинают повторять слова, чтобы участвовать в игре вместе со всеми.
В своей практике часто использую различные лексические и грамматические игры. Например игру «Снежный ком». Условия таковы: кто последний повторил все сказанное выше и добавил свою фразу, тот получает «5». Сложность задания варьируется в зависимости от класса (от отдельных слов в 5 классе, до предложений на определенную тематику в старших классах). Каждый старается оказаться последним. Поэтому в итоге получается довольно-таки развернутое высказывание. Изучая или повторяя лексику по темам «Внешность», «Характер», «Одежда», играем в «Персона Грата»: ученик загадывает кого-то из класса, и начинает описывать этого человека, Его задача: сказать как можно больше предложений, пока класс не отгадает о ком идет речь. Очень хорошо мотивируют на говорение ролевые игры, т.к. некоторые дети в выдуманной ситуации более открыты, им проще выразить свои мысли в роле, например, «свидетеля» или «соседа», нежели от себя лично.
Главным правилом для себя считаю: не мешать, не исправлять ошибки во время говорения обучающихся. Тогда дети не боятся, что скажут что-то не так. Незаметно делаю пометки, а по завершении игры, во время рефлексии, обращаю внимание на неточности.
Также руководствуюсь принципом новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.
Постоянно учитываю возрастные особенности и языковую подготовку учащихся. Подбираю такие ситуации, которые интересны и близки детям согласно их возрасту. Например в 9 классе: закончи фразу «Для меня важно … в жизни» или «Больше всего я боюсь…в своей жизни». Менее подготовленным учащимся всегда даю речевые опоры, опираясь на которые они также могут выразить свое мнение.
Стараюсь относиться ко всем детям доброжелательно. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Конечно же, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить детей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке. Бывает, цитирую М. Задорнова, ведь у него много шуток о различиях английского и русского языков, которые помогают запомнить разные правила (структуру предложений, употребление отдельных лексических единиц и др.).
Еще одним мощным стимулом служит мотивирующее начало урока, когда в начале урока (например в 5 классе) сообщаю: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы поедем учиться в английскую школу". Учащиеся, конечно, быстро понимают, что это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Поэтому задания или форма работы, должны стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.
Одним из самых сильных общих мотивов, на мой взгляд, является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках, должны быть вариативны, и учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы. Диапазон ситуаций огромен.
Но в заключение хочу сказать, сто САМОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ в обучающем и мотивирующем планах является ПОГРУЖЕНИЕ В РЕАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. На личном примере знаю, как влияет реальное общение с настоящим носителем языка на желание знать его на таком уровне, чтобы все понимать и быть понятым!