Народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения в 5 классе.

Народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения в 5 классе.
Асаубаева Кульбаршин Сейткеновна
КГУ « Комплекс Жангизтобинская средняя школа-детский сад»
п. Жангиз-Тобе Жарминского района
Восточно-Казахстанской области

Вопросы нравственного развития , воспитания, совершенствования человека волновало общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель , имеющий большую ответственность за воспитание подрастающего поколения , должен уделить этой проблеме важнейшую роль. Поэтому на уроках ему нужно уделять огромное внимание формированию личности ребенка, становлению его мировоззрения. Воспитать в нем трепетное отношение к Родине, к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям, к своим поступкам,, к самому себе. Благодаря правильности нравственного воспитания у школьника у него формируется чувство патриотизма, товарищества, уважение к старшим, к труду, формируются его моральные качества . Все это способствует формированию внутренних стимулов личности каждого ребенка, таких , как долг, честь, совесть, достоинство.
Программа литературного чтения определяет не только учебные, но и воспитательные функции урока. Обеспечивать идейно-политические и нравственно-эстетическое воспитение детей, способствовать воспитанию коллективизма,любви к Родине, дружбы всех нордов, населяющих Казахстан, найти полезное применение свиом силам. В 5 классе очень много уроков отводится устному народному творчеству. Зто русские народные сказки и пословицы. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе народную мудрость. Главный смысл сказки, это то, на что нацеливает она юного читателя, какие моральные установки закладывает в его душе. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок вот главная наша задача.
Нетрадиционный подход дает ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Конструктивная идея все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей должна стать творческим девизом для ребенка.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, что можно и что нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Эти сказки помогут показать ребенку: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, , честностью и другими физическими и моральными качествами. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является той вершиной , к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. Ведь идеал детства, во многом в будущем определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с вами многократно возвращаются к тексту сказки.
Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 5-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы нравственности.
Из всего этого следует, что нравственное, моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.
« Всякое новое представление, входящее в душу ребенка, - отмечал К.Д.Ушинский, - непременно имеет свой чувственный характер, и в памяти дитяти сохраняется не только след того чувства , с которым оно было воспринято душою. Из этих чувственных следов возникают проникнутые разнообразнейшими чувствованиями вереницы сети, а все они вместе составляют то, что мы называем строем человеческой души.»

15