Технологическая карта урока физики по теме Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Формула Томсона (11 класс) (10 класс)


Технологическая карта урока физики в 11 классе.
Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» Оксененко Владимир Григорьевич
Тема урока: « Уравнение свободных электромагнитных колебаний. Формула Томсона »
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Оборудование: Компьютерный класс с выходом в сеть Internet (2 ПК), проектор, набор приборов для сборки электрической цепи – колебательного контура
Формы организации познавательного процесса:
фронтальная, парная, исследовательская деятельность.
Цели урока:
Личностные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, уважения к творцам науки и техники, ответственности за результат своей деятельности, развитие коммуникативной компетентности, осознанного отношения другим.
Метапредметные: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности, способствовать формированию информационной компетентности, развитие навыков работы в Internet, умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, формулировать выводы, оценивать себя, организовывать сотрудничество.
Предметные: познакомить учащихся с применением методов моделирования и аналогий, формирование умений выводить и характеризовать уравнения, описывающие процессы свободных колебаний в колебательном контуре, использовать различные образовательные ресурсы.
Дидактическая структура
(этапы урока) Время Смысловой блок (содержание) Методы и формы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный. 1
Создание рабочей обстановки Беседа Приветствие, подготовка учащихся к работе на уроке Ответ на приветствие, выражение готовности к деятельности Улучшение самодисциплины
Актуализация знаний 2 Повторение сведений, необходимых для работы.
Фронтальный опрос Задать вопросы:
Как называется раздел физики, который мы начали изучать?
Что называют электромагнитными колебаниями?
Какие методы изучения темы мы уже использовали Ответы на вопросы Умение слушать и вступать в диалог; осознанно строить речевое высказывание.
Погружение в тему урока. 6 Проверка домашнего задания Устные отчёты обучающихся Проводит опрос.
Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.
Направляет мысли учащихся в нужное русло.
Выставляет отметки.
Осуществляет вывод на экран станиц электронного приложения к учебнику и страницы сайта Interneturok.ruУстные ответы по трём вопросам:
Использование электронного приложения к учебнику по теме;
Использование материалов сайта
Interneturok.ru;
Выполнение проекта по созданию банка задач по теме (по материалам сайта Решу ЕГЭ) Умение слушать и вступать в диалог; осознанно строить речевое высказывание. Выделение того, что усвоено накануне и его связей с ранее изученным.
Формулировка темы, целей и задач урока.
1 Анализ сложившейся учебной ситуации
Беседа
Направляет мысли учеников, задаёт дополнительные вопросы: Что называют колебательным контуром?;
Сформулируйте закон сохранения энергии? Высказывают обоснованные предположения, дают ответы на дополнительные вопросы. Формирование навыка анализа учебной ситуации на основе предыдущего опыта, анализа и синтеза.
Парная работа по проверке домашнего задания (3 пары); изучению новой темы по учебнику (4 пары); исследованию биографии Уильяма Томсона(1 пара).
15 Исследовательская работа Выполнение исследовательских и проблемных задач
Обеспечивает и организует работу класса
( 8 пар, каждой паре выдать письменное подробное задание);
раздаёт листочки с домашним заданием каждому;
даёт оценку проделанной работе Выполняют 8 заданий: Письменный опрос по домашнему заданию (сборка электрической цепи, построение графиков колебаний заряда в идеальном и реальном колебательном контуре;
Письменный анализ трёх вопросов темы по учебнику (вывод основного уравнения, вывод формулы Томсона, запись уравнений гармонических колебаний заряда, силы тока и напряжения и их анализ);
Заполнение листа основных знаний по теме;
Оценка качества выполнения группового проекта по созданию банка задач;
Представление биографии Уильяма Томсона.
Самоорганизация деятельности
Пауза в работе, физкультминутка 2 Упражнения для сохранения здоровья Физкульт минуткаДемонстрация видеофрагмента, выполнение упражнений вместе с обучающимися. Просмотр видеофрагмента, выполнение упражнений.
Самоанализ состояния здоровья
Заслушивание отчётов о проделанной работе 15 Выступления учащихся перед классом Анализ выполненной работы Заслушивает отчёты о работе, корректирует ответ у доски, даёт оценку проделанной работе. Выставляет отметки в дневники и журнал во время последней работы на уроке – заполнения листа основных знаний. Представляют результаты своей деятельности, выполняют записи в тетради и листе основных знаний. Умение кратко представить результаты своей деятельности, выделить главное, понять сущность явлений и процессов, совершенствование коммуникативных навыков.
Итоги работы на уроке
3 Анализ достигнутых результатов Беседа Задаёт вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Что было главным на уроке?
Kаково значение этого учебного материала?
Характеризует самооценку учащихся.
Делают выводы о достижении цели урока Самоанализ деятельности
Приложения
Групповой проект
«Создание банка задач по теме
«Электромагнитные колебания и волны»
Физика
11 класс
Организаторы проекта
учащиеся 11 класса
Головина Валерия,
Сайфутдинова Наталья
Руководитель
учитель физики
Оксененко В.Г.
Задание 1
(Проверка домашнего задания)
Собрать электрическую цепь –
колебательный контур с источником тока и ключом.
Нарисовать схему этой электрической цепи.
Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Толстых Светлана Задание 2
(Проверка домашнего задания)
Нарисовать график гармонических колебаний заряда на одной из обкладок конденсатора колебательного контура.
Нарисовать график колебаний заряда в реальном колебательном контуре.
Сравнить их, сделать письменный вывод
Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Баранова Анастасия Задание 3
(Исследование § 30 учебника)
Вывести основное уравнение свободных гармонических колебаний в колебательном контуре.
Выполнить анализ этого уравнения.
Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Ашихмин Константин Задание 4
(Исследование § 30 учебника)
Вывести формулу Томсона.
Провести анализ этой формулы.
Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Керимова Шафига Задание 5
(Исследование § 30 учебника)
Записать уравнения гармонических колебаний заряда, напряжения и силы тока в колебательном контуре.
Проанализировать эти уравнения.
Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Губарев Владислав Задание 6
(Исследование § 30 учебника)
Заполнить лист основных знаний.
Сделать выписку на этом листе.
Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Носаль Алина Задание 7 (ПК №1)
По электронному учебнику охарактеризовать биографию Уильяма Томсона.
По электронному учебнику охарактеризовать научную деятельность Уильяма Томсона.
Домашнее задание: Выполнить реферат на тему
«Биография и научная деятельность Уильяма Томсона (1824-1907) и сохранить его на учебном Гугл-диске в папке «Рефераты. Биографии».
Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Семёнова Екатерина Задание 8
(ПК № 2)
(Организаторам создания банка задач)
Проверить результат работы по созданию банка задач.
Оценить результат каждого.
Выполнили Самооценка Итоговая оценка
Головина Валерия Сайфутдинова Наталья Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры курской области»
Технологическая карта урока физики в 11 классе
по теме
«Уравнение свободных электромагнитных колебаний.
Формула Томсона»
Учитель физики высшей квалификационной категории
Оксененко
Владимир Григорьевич
Щигры, 2014