Система работы в начальных классах по выработке прочных навыков грамотного письма.


Система работы в начальных классах по выработке прочных навыков грамотного письма.
Вступление.
Развитие орфографической зоркости школьника.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками.
Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.
1
Вступление
Не для кого не секрет , что грамотность школьников за последние годы катастрофически падает. Это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед школой. Решение этой проблемы своими корнями уходит в начальную школу. Как научить детей осознанно и грамотно писать? Прекрасно , что есть единицы детей, которые от природы чувствуют правила интуитивно и пишут без ошибок. Но есть дети, и их большинство, которые знают правила, но пишут безграмотно. Из личного опыта работы, из опыта работы своих коллег ,я выделила причины, которые влекут за собой безграмотность.
1 Не видят орфограммы.
2 Орфограмму видят, но ошибочно её определяют.
3 Не успевают применять свои знания, т.к. медленно работают.
4 Не понимают значение слова, словосочетания, предложения.
5 Невнимательность, рассеянность, поспешность.
Как мы видим , что есть проблемы которые напрямую зависят от индивидуальных особенностей детей ( медлительность, невнимательность, рассеянность , поспешность). Конечно в задачи учителя входит корректировать эти особенности ребёнка . но я в своей работе хочу уделить внимание проблеме орфографического навыка. Орфографический навык- это сложный навык, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. Именно отсутствие сформированности орфографического навыка является причиной низкой грамотности учащихся.
2
Развитие орфографической зоркости учащихся
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать в букварный период. Я работаю по УМК «Гармония» и считаю , что букварь М.С. Соловейчик отлично справляется с задачей- быть первым этапом в системе обучения младших школьников грамотному письму.
Как известно , место при письме, где требуется выбор написания называют орфограммой, а неверный выбор- орфографической ошибкой. Умение же замечать орфограммы именуют орфографической зоркостью. М. С .Соловейчик выделила главное для успешного формирования умения находить орфограммы: а) на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также хорошее развитие у них всего комплекса фонетических умений; б) познакомить учеников с признаками наиболее частотных орфограмм; в) систематически тренировать в выявлении орфограмм;
В основе грамотного письма на уроках обучения грамоте и письма в 1 классе лежит аналитико- синтетическая работа над слогом и словом , развитие фонематического слуха.
В букварный период для выработки орфографической зоркости я использую следующие упражнения.
Определение количества букв и звуков. Дети произносят слово , выделяя голосом каждый звук , при этом на пальцах считают количество звуков.
Характеристика звуков. Гласные - ударный или безударный. Согласные – твердый или мягкий, звонкий или глухой , парный по глухости –звонкости, непарный звонкий ( или глухой)
На начальном этапе давать для характеристики нужно одно- двусложные слова где произношение совпадает с написанием.
Деление слов на слоги. По совету М.Соловейчик здесь в основном пользуемся методом скандирования ( произносим слово 3 раза громко и отрывисто ,как болельщики на стадионе). Но прибегаем и к таким методам деления на слоги как хлопанье, отстукивание, прикладывание ладони к подбородку.
Обучение постановке ударения. Ударение играет смыслоразличительную роль, оно нужно для осмысленного чтения, выделяя ударный тут же находим безударный гласный ( первые закладки орфографической зоркости.) , разъясняя несоответствия произношения и написания, вводя понятие « опасное место» , чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Чтобы найти ударный слог нужно с удивлением спросить со словом это : « это мама?»
Письмо с проговариванием. Записываем слово по слогам: записывают первую букву слога , затем проговаривают гласную и записывают её, например: « мо- пишу м с гласным о и т. д. Такое письмо помогает исключить пропуск букв. Сначала проговаривание вслух, затем шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание.
В конце букварного периода ученики должны проводить фонетический анализ слова по данному плану:
Скажи слово и послушай себя. Если надо уточни значение слова.
Проговори слово так. Как кричат на стадионе, и узнай количество слогов; обозначь их дугами.
С удивлением спроси: Это..? Узнай и отметь ударные и безударные слоги.
Произнеси слово выделяя первый звук ; охарактеризуй его и обозначь. Потом так же выдели охарактеризуй и обозначь второй ( третий…) звук. Каждый раз договаривай слово до конца.
«Прочитай» по схеме и проверь , получилось ли слово; покажи дугами слоги.
Уже в букварный период знакомлю детей с понятием « Опасные при письме места» . Учащиеся могут решать некоторые орфографические задачи, которые не связаны с обозначением звуков буквами: умеют оформлять границы предложений, писать слова отдельно друг от друга, употреблять заглавную букву в именах собственных. На знакомство с понятием «Опасное при письме место» отводится специальный урок. Привожу его фрагмент , разработка рекомендована пособием «Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям « хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразовательных учреждений.» М.С Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
-Сегодня нам предстоит открыть очень важные секреты, связанные с безударными гласными, узнать , что ещё мы показываем, когда ставим значок, которым их отмечаем.
-Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?
-Несёт меня лиса за темные леса!
-Давайте хором скажем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадайтесь, какие слова я имею в виду.
-Что в них интересного? (Они одинаково произносятся.) А как вы докажете, что это два разных слова, а не одно и тоже? ( Ими названо разное: животное и много деревьев.)
- Послушайте ещё раз слово лиса . Можете точно сказать: я назвала животное или деревья? (Может быть и то ,и другое- слова то звучат одинаково.)
-Проверьте (Открываю на доске составленные из карточек две одинаковые схемы): у меня правильные звуковые схемы этих слов? (Да)
-Назовите первый гласный звук в слове лиса – названии животного. Какой это звук? (Безударный гласный и ) (Беру в руки «его» карточку.)
-Назовите первый гласный звук во втором слове лиса . Какой он?( Такой же безударный гласный и)(Беру в руки такую же вторую карточку.)
-Что же скажете о первых гласных звуках в этих словах? (Они одинаковые) Могу я показать этот вывод вот так?
(Накладываю карточки друг на друга и помещаю на доску.) Появляется начало будущей схемы:

-А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. Сначала- название животного. Может быть , кто-то сам вспомнит ?( Выслушивается ответ и открывается заранее приготовленная первая запись на доске: лиса . Вторе слово пока закрыто.)
-Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нём звук и ? ( Буквой и.) Покажем это в схеме.
и
-Читаем второе слово. ( Оно открывается: леса ) Какая в нём буква на месте звука и? ( Буква е.) Покажем это в схеме. Запись на доске дополняется.
и

е
- Посмотрите на схему и скажите: какими же буквами может обозначаться звук и при письме? ( Буквами и или е.)
-Смотрите, какой хитрый звук и : он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы: или и, или е. Как вы думаете , можно ли при письме доверять такому звуку и писать , как слышите? ( Нет)
- Почему? ( Можно не ту букву написать)
- А какому же это такому звуку и нельзя доверять? Что мы о нём не сказали? Ударный он или безударный?
- Так какому же звуку и при письме нельзя доверять? ( безударному.)
- Сделаем важный вывод: на месте безударного звука и при письме есть опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет ненастоящим. Вот почему безударный гласный при письме- это « опасное место».
-Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните как обозначить, что звук, о котором идёт речь, безударный. ( надо под ним поставить точку.) Не кажется ли вам , что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность» ? Но тогда покажем « опасности письма» ещё и под буквами безударных гласных в записанных словах.
и
лиса

елеса
-Вот мы и открыли важную тайну: безударному гласному звуку и при письме доверять нельзя, так как за него , оказывается, на « письменную работу» могут выходить разные буквы. На месте этого звука всегда есть опасность ошибиться.
Но у нас есть и ещё одно открытие. Что мы раньше показывали точкой под значком гласного звука или его буквой? ( Что этот гласный безударный.)
- А что ещё теперь будет обозначать такая точка? ( Что на месте безударного гласного звука при письме есть « опасность». Что безударному гласному, когда пишешь, нельзя доверять. Что нельзя писать как слышишь.)
- Теперь , когда мы будем ставить точку под буквой безударного гласного, всегда будем помнить, что отмечаем « опасное место».
Подобная работа проводится и над введением орфограммы парный согласный в конце и середине слова. Предлагаю фрагмент урока в 1 классе.
- Произнесите 2 слова ананас , арбуз .
-Выделите и назовите последние звуки в этих словах.
- Дайте им характеристику.
- Перед вами схемы этих слов.


- К какой группе согласных относится звук с? ( парный)
- Тогда я могу оба наших одинаковых звука обозначить вот таким значком? .- А теперь посмотрите , как пишутся эти слова .
с
з
-Какими же буквами может обозначаться при письме парный согласный с, у которого есть звонкая пара? ( буквами с и з )
-Когда так бывает ? ( когда этот звук находится на конце слова.)
-Как вы считаете : можно ли доверять при письме такому звуку и писать , как слышишь? ( Нет)
- Почему? ( Можно не ту букву написать ; можно допустить ошибку…)
- Какой же вывод сделаем : на месте согласных звуков бывают « опасности письма» ( Да)
- Как это показать в схеме?
- Я предлагаю поступить так. Раз мы говорим об опасности допустить ошибку, как и на месте безударных гласных , то не придумывать новый значок , а воспользоваться тем , который уже есть, -точкой как сигналом светофора, « маячком».

Таким образом дети под руководством учителя открывают для себя « опасности письма» и к окончанию букварного периода свои открытия сводят в таблицу.
Опасные при письме места


Таким образом уже в букварный период ребята учатся находить в словах орфограммы и уже в это время делаются первые шаги на пути к развитию орфографической зоркости.
Но вот во 2 классе у учеников стали появляться элементы орфографической зоркости. Они могут найти большинство орфограмм в тексте , уже задумываются о том какую букву писать в слове в слабой позиции. Например в слове моря на месте безударного гласного есть «опасное место». Но как записать слово – с буквой о или а ? Как не ошибиться?
Можно посмотреть в словаре. Но не все могут им пользоваться , да и под рукой его может не быть, во вторых , пока будешь искать слово, забудешь мысль которую хотел выразить. Спросить у учителя? Таких учеников может быть много и у каждого свои вопросы.
Тут и возникает вопрос о том как поступить ученику? Как зафиксировать своё незнание и продолжить запись?
Ещё в 60 годы в методике появился совет: пропусти букву. Но ,к сожалению в массовую практику он не вошёл. Чтобы ученики могли «уходить» от ошибок , пропуская буквы в которых они сомневаются , нужно сначала научиться их сомневаться.
Работая по учебнику М.С. Соловейчик несомненно решается эта задача.
Значительной вехой в системе всей орфографической работы во 2 классе является тема : «Учимся записывать орфографические задачи» Вводится особый способ письма – с «окошками» в котором находит материальное воплощение главная орфографическая проблема: необходимость выбора буквы для обозначения звука.
-Первая тема , которая готовит знакомство с приёмом пропуска буквы, называется «Учимся записывать орфографические задачи» ; она приходится на вторую половину 1 четверти 2 класса. В тетради- задачнике дети видят такую запись:
125. Что необычного в этой записи?
90106528575


Необычно что отсутствуют буквы на месте всех орфограмм, а во- вторых, показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную , то есть показ тех букв , из которых нужно выбрать правильную, то есть показ выбора букв. Эта запись поможет понять , какие два действия мы производим при осознанном письме.1. Нахождение орфограммы 2. Четкая постановка перед собой орфографической задачи. А третье действие – решение некоторых задач- дети осуществляют по ходу работы. Там где дети владеют правилом . они сразу решают орфографическую задачу: зачеркивают неверную, а правильную вписывают в слово. В других случаях останутся « окошки». Первое время учащиеся привыкают к «окошкам», тренируются в орфографической зоркости. Т.е. происходит осмысление учащимися чужого опыта , но через некоторое время он составит основу собственного.
Итогом проведённых наблюдений является таблица.
Как писать без ошибок ?Памятка 4
1-2. Находи в слове орфограммы и
о п р е д е л я й,
знаешь ли буквы.

Знаешь.Не знаешь.

3. Пиши без «окошек»,Пиши с «окошками».
отмечай орфограммы.Попробуй узнать буквы:
Узнал(а) буквы.Не узнал(а).
Вставь и подчеркни.Оставь «окошки»;
Где надо,покажи выбор букв.
Дальше ребята знакомятся с орфографическим словарём, для того , чтобы узнавать какую букву нужно писать в словах с непроверяемым написанием. Вот памятка , на основе которой второклассники овладевают данным умением.
Как пользоваться
орфографическим словарём.
1.До обращения к словарю определи, из каких букв
будешь выбирать правильную.
2.Поищи слово с одной из букв.
НаходишьНе находишь
Пиши ту , что в Ищи слово с
словаредругой буквой
Узнал(а) буквуНе узнал(а)
Пиши еёОставь «окошко»
3. Проверь: прочитай слово у себя и ещё раз сверь со словарём.
Хочется отметить некоторые вопросы , касающееся правильного оформления записей в детских тетрадях. Порядок букв для выбора совершенно случайный, можно сверху написать правильную , а можно и неправильную, чтобы дети не старались по расположению букв угадать решение задачи. Выбор букв нужно показывать над строкой ,т.к. слово после решения задачи должно оказаться правильно написанным, а не восприниматься как запись с исправленной (зачеркнутой) ошибкой.
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.
Ещё К.Д. Ушинский предъявил к упражнениям следующие требования:
1.Они « должны быть по возможности, самостоятельными ,т.е. действительными упражнениями , а не кажущимися только.»
2.«Упражнения… должны быть систематическими» т. е.
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
« чем больше развивается дар слова в детях , тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические… Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения , а не заучивать фразы и слова в том порядке , в каком они стоят».
4. « Упражнения должны быть устные и письменные , и при этом устные должны предшествовать письменным».
Орфографическая зоркость развивается постепенно , в процессе разнообразных занятий , при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Приёмы , в наибольшей степени , развивающие орфографическую зоркость.
Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
а) Внимательно прочитай предложение.
б) Повтори его не заглядывая в текст.
в) Подчеркни в предложении все орфограммы.
г) Прочитай предложение орфографически.
д) Повтори ещё раз предложение , орфографически проговаривая все звуки.
е) Закрой текст . Начинай писать , диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивай орфограммы.
ё) Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке. Причем списывание может дополняться грамматическими заданиями.
2.Комментированное письмо.
Перед учеником- комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно , чтобы оно стало понятно другим.
3.Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание- своего рода предупреждение ошибок.
4.Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
5.Скоростное письмо.
Самым эффективным Приёмом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1.Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2.Самостоятельное чтение хором.
3.Объяснение орфограмм (коллективно.)
4.Считают количество предложений в тексте.
5.Чтение по предложениям.
6.Орфографическое чтение.
7.По команде учителя запись текста на время ( 1-2 мин.)
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9.Проверка написанного.
6.Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка отвожу письму по памяти. Его провожу по следующей схеме:
1.Чтение (орфоэпическое) текста , работа по содержанию.
2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3.Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5.Запись.
6.Проверка.
7.Диктант
Предупредительный диктант
Объяснительный диктант
Выборочный диктант
Свободный диктант
СамодиктантЗрительно-слуховые диктанты
Цель предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание , отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети ещё раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент , когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант , учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Словарный диктант.
8.Орфографические минутки.
Учиться с увлечением, с интересом открывать тайны русского языка – Вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии- использование компьютера и мультимедийного проектора, презентации и тесты –всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов работе.
3
Самостоятельная работа учащихся над ошибками
В журнале «Начальная школа» прочитала о памятке по работе над ошибками. И взяла её на вооружение. Считаю , что работа над ошибками должна быть индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки , допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.
1-2 класс
1.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву. Делай так : Снег пушистый лег на ветки. У крыльца играют дети.
2.Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак . Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку ?3.Пропуск букв . Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Делай так: корабль , тетрадь.
4.Замена букв. Выпиши слово правильно. Подчеркни заменённую букву. Укажи количество букв и звуков . Делай так : петух -5 букв, 5 звуков; пальто- 6 букв, 5 звуков.
5.Слог. Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у\чеб\ник- 3 слога. Запомни! В слове столько слогов , сколько в нём гласных звуков.
6.Перенос слов . Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ули-ца, ме-ло-дия, лей-ка. Запомни!.Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на новую строку. Букву й и ь при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.
7.Ударение. Выпиши слово. Поставь в них правильно знак ударения. Делай так: алфави?т, азбука, портфель.
8.Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: Надя, Перов, кошка Мурка, река Волга, город Самара, гора Эльбрус.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
9.Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: ель, пень, мальчик, деньги.
Запомни! Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, роща, чудеса, туча, щука.
Сочетание чк, чн, щн, нщ. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова. Делай так: дочка, речка, булочная, мощный.
Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: морозы - мороз, ягода - ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
13.Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму - пробел. Делай так : к_берегу, к (какому? ) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от берега
14.Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву. Например: вьюга, листья, соловьи .Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я.
15.Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которое оканчивается на согласный, перед буквами е, ё, я.
16.Непроверяемые согласные в слове
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни согласную. Запиши два однокоренных слова. Например: вокзал, вокзал, вокзал, привокзальная, вокзальный.
19.Буквы е, ё, ю, я.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Подчеркни в нём гласную букву е (ё, ю, я). Определи место этой гласной в слове. Подбери ещё два слова на эту же орфограмму. Делай так: яхта, яхта, яхта, ёжик, юбка; баян, баян, баян, заяц, рояль.3 класс
20.Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренныхслова.
Например: поездка, разъезд, ездить.
21.Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: группа, груп - па, групповой, подгруппа.
22.Соединительные гласные в сложных словах (о, е ).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму. Делай так: водовоз, землемер.
23.Непроизносимые согласные в корне слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корни. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Делай так: звезда, звёздочка -звёздный, честь - честный, вкусен - вкусный.
24.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов - помощников. Подбери и запиши пример. Делай так: на опу?шке, на земле? (1 скл.), на столе?, на коне?, на ду?бе (2 скл.), в степи?, в тетра?ди (3 скл,).
25.Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц.
Выпиши слово правильно. Выдели окончание. Поставь ударение. Подчеркни шипящую или ц перед окончанием. Например: свечо?й - ту?чей, плащо?м -това?рищем.
Запомни^.! В окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц, под ударением пишется о, без ударения -с26.Мягкий знак (ь) на конце существительных 3-го склонения.
Выпиши слово. Определи род существительного. Подчеркни шипящую. Подбери два слова на эту же орфограмму. Например: печь (ж. р.), рожь, глушь, планам, р.), товарищ, багаж.27.Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами. Делай так:
Седые туманы плывут к облакам, (повеет., невоскл., прост., распр.) туманы (какие?) седые; плывут (куда? к чему?) к облакам.28.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого онизависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однороднымичленами. Выполни схему предложения. Например: Сильный ветер сорвал листья сдеревьев, разметал их по дороге. (===,=в=== )•
Сильный ветер сорвал листья и разметал их по дороге. (===== и ====).
Запомни! Запятая ставится перед союзом да в значении но (Говорит он редко, да метко).
29.Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: полетели, залетели, улетели. Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словами.
30.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой. Например: отнёс, отлетел, отбежал.
31.Предлог с местоимением (орфограмма - пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Например: кнему. оней, сними. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся раздельно.
4-й класс
32. Сложные предложения.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни
запятую. Например: В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут. (),().
33.Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.
Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: (что делать?) шить, замечать, гулять.
34.Не с глаголами (орфограмма - пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.
Запомни! Глаголы, которые не употребляются без не всегда пишутся слитно. Например: ненавидеть, неволить, недоумевать, негодовать и другие.
35. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму. Например: пишешь, решаешь, лепишь (наст, вр., 2-го лица, ед. ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
36. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Делай так: пи?шет - писать, i лаг., 1 сир., (-е, -ут, -ют); с га?вит - ставить, глаг., 2-го спр., (-и, -ат, -ят).
37. Безударные гласные в родовых окончаний имён прилагательных.
Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму. Делай так: в доме (каком?) новом.
Запомни! У слов - вопросов всегда ударные окончания.
38. Правописание безударных надежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Делай так: к лесу (какому?) дальнему - м. р., ед. ч., д. п. Проверяя работу ученика в тетради , я исправляю ошибку и на полях указываю номер орфограммы. Ученику дома или в классе достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму , указанному в памятке. В идеале хотелось бы , чтобы ученик сам определил на какую орфограмму допущена ошибка и по образцу поработал над ней.
4.
Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.
Запоминание учащимися слов с непроверяемым написанием требует от учителя кропотливой работы. Словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены программой и включены в « Словарь» , который приводится в конце учебника русского языка.
В школьной практике распространён следующий способ подачи « словарного слова» : сначала учащиеся отгадывают загадку ( или рассматривают картинку ). Затем учитель поясняет : «Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите , как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберём это слово!» Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный.
В таком порядке учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия.
Я строю работу над словарным словом иначе.
Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют « трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орофографическая задача. Еще в период обучения грамоте я знакомила учеников с признаками орфограмм, поэтому после орфоэпического произнесения дети сразу могут назвать в этом слове « трудное» место. Как известно, дети лучше запоминают то, что по их мнению, они нашли сами. Если дети умеют определять трудное место в слове до начала письма , то процесс письма становится для них более осознанным.
После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают «словарное слово» в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том , чтобы учащиеся, записывая слово, сами показывали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окошком». Дети записывают слово , пропустив , например букву безударного гласного и ставя ударение. При такой форме записи важно соблюдать его условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставится какой-либо «сигнал опасности»- например точка: б.рёзаПосле проведения необходимой работы самостоятельно вставляют нужную букву и ещё раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически , т. е. как оно написано.
Специфическая форма записи слова с пропуском «трудного» места- это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно , чтобы учащиеся при работе над словами с непроверяемыми написаниями учились прежде всего обнаруживать орфограмму , совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используются и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилам: «Обнаружив « трудное» место , не пиши наугад, а оставь « окошко» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к её решению.»
Иногда учителя предъявляют детям карточку , на которой слово записано с пропущенной буквой: б.рёза . Этот приём не равноценен приёму записи слова с «окошком» самим учеником, так как школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важнее , чтобы он ставил её самостоятельно.
После того как ученики записали слово с «окошком» Ю они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву . Когда это сделать не удаётся , дети обращаются к авторитетному источнику.
Использую в своей работе и такой приём. Все словарные слова разбиваю на смысловые группы( блоки) следующим образом:
Работу организую по дням недели.
Понедельник.
Проводится ознакомление с группой этих слов, запись их с выделением орфограмм и расстановкой ударений, по способу описанному выше. Перед этим предлагаю детям вопросы:
- Почему эти слова объединены в одну группу?
-На какие две группы можно их разделить ( По количеству слогов, по разным буквам обозначающим безударный гласный, по видам орфограмм)
Вторник.
Работа продолжается с этой группой слов но с другим заданием.
- Запишите словарные слова , комментируя их написание. Образуйте от них родственные слова. Эту работу можно организовать парами.
- Продиктуйте своему соседу эту группу слов. Выслушав его комментарии. Вместе придумайте к ним родственные слова. Запишите их.
Среда.
Составляем предложения с этими словами. Самые удачные записываем на доске и в тетрадях, комментируя изученные орфограммы. Ребята получают задание на четверг: приготовить карточки с этими словами , но с пропущенными орфограммами (поменяв слова местами) . Карточка предназначена для соседа по парте. Проверяет карточку тот , кто её приготовил и он же её оценивает. В правом верхнем углу пишется фамилия ребёнка , заполнившего карточку, внизу – фамилия проверяющего. Я после урока проверяю все мини- карточки.
Пятница .Дети пишут под диктовку словосочетания или небольшой текст, с использованием всех изученных на этой неделе словарных слов.
Считаю , что проведение такой работы по запоминанию словарных слов носит развивающий характер и способствует лучшему их усвоению , что в свою очередь повышает качество грамотности учащихся.