Урок Окружающий мир ВОВ


Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические обоснования
Орг. момент - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Актуализация знаний - На прошлом уроке вы начали изучать 20 век.
- Какие события произошли в это время?
- Давайте соединим стрелками дату и событие (на доске):
1914 – 1918 . . . Великая Октябрьская Социалистическая революция
1917 …. Великая Отечественная Война
1918 – 1920 …. Гражданская война
1924 … Образование СССР
1941 – 1945 ….. Первая мировая война - Революция, вов, и т.д.
(ученики по 1 у доски соединяют) Изучение новой темы - Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с историческим прошлым нашей Родины. Итак, какое историческое событие произошло в период с 1941 по 1945 год?
- Как вы думаете, почему она так называется?
-  С кем сражался наш народ?
- Давайте прочитаем 2 абзац учебника на стр.46, и узнаем, с кем же на самом деле мы сражались. Кто же такие были фашисты? В каком году началась вторая мировая война?
-Какую цель они преследовали?
- Кто возглавлял их движение?
(иллюстрация – портрет Гитлера).
Посмотрите – это Адольф Гитлер, верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии.
- А кто-нибудь знает, когда Германия напала на СССР?
Сообщение от Советского правительства от 22 июня 1941 года:
«Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах... В свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение... То же будет и с зазнавшимся Гитлером...
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
- Ребята, а вам это событие напоминает какую-либо ситуацию из истории 19 века?
- Кто в то время нападал на Россию?
- Какую цель он преследовал?
- Молодцы! Давайте вернемся к событиям 20 века. Как мы уже сказали, 22 июня 1941 года Германия обрушила свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
Одна из героических страниц истории Великой Отечественной войны – оборона Брестской крепости.
Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.
Работа по картине художника П.Кривоногова “Защитники Брестской крепости”
Советская живопись несла людям правду о зверствах фашистских захватчиков. О мужестве и стойкости поднявшегося на борьбу народа, о победах Советской Армии, доблести наших воинов и эта правда жгла сердца людей, пробуждала в народе новые силы, поднимала на новые подвиги.
Рассмотрите репродукцию картины художника П Кривоногова “Защитники Брестской крепости”
- Какие краски использовал художник?
- О чем говорят эти краски?
Битва под Смоленском
К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
- Ребята давайте переведем дни в годы, сколько лет продолжалась оборона Ленинграда?
15 ноября на подступах к Москве начались ожесточенные бои. В этом сражении особенно прославилась дивизия генерала Панфилова (28 человек), перед которой была поставлена задача не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.
(иллюстрации генерала Панфилова)
Давайте перенесемся на поле битвы. Представьте себе, что вы находитесь в окопах, а немцы решили раздавить вас танками. Известно, чтобы подбить немецкий танк, необходимо бросить гранату или бутылку с зажигательной смесью в его бензобак, который находится сзади.
- Как вы думаете, как это можно было сделать?
Единственный способ был следующий: лечь под танк так, чтобы оказаться между гусениц, а затем быстро встать и бросить гранату. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. 4 часа длился бой. Враг потерял 18 танков, множество солдат, но так и не смог прорвать оборону. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага к Москве.
- Один из участников этих событий сказал: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва».
- Как вы понимаете смысл этой фразы?
( иллюстрация плакат « Родина-мать зовет!» на стр 49) Во всех уголках нашей Родины появились плакаты художника Ираклия Тоидзе “Родина – мать зовет!” )
- Что художник изобразил на этом плакате?
Ираклий Тоидзе в плакате “Родина – мать зовет!” создал убедительный образ женщины. Сумел придать её лицу верное выражение, в котором читается страстный призыв к героической борьбе. Он был нарисован просто и смело. Ничего лишнего. Так и должно быть в плакате, рожденном в обстановке войны. Он легко читается с большого расстояния и зовёт к немедленному действию. Про этот плакат иначе не скажешь. Он бьёт как винтовка.
-Как вы думаете, кто откликался на этот призыв?
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. На помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Солдаты-сибиряки были привычны к морозам и хорошо, по-зимнему одеты. Они умели метко стрелять, так как большинство из них были охотниками. 6 декабря 1941 года, впервые за долгое время, бойцы Красной Армии получили приказ о наступлении.
Начавшееся 5-6 декабря 1941 года мощное контрнаступление советских войск отшвырнуло полчища фашистских захватчиков от стен столицы и развеяло миф о непобедимости гитлеровской армии. В ходе наступления было освобождено 11000 населенных пунктов: поселков, деревень, городов. Немецко-фашистские захватчики были отброшены от столицы на 150—250 км. Фашистская Германия потерпела сокрушительное поражение. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков.
(иллюстрация – портрет Жукова)
Сталинградская битва
В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.
Курская битва
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска.
В 1943 году для увеличения производства военной техники в 2 раза Германии потребовались не только дополнительные рабочие руки, но и сырье всей Европы — каменный уголь, железная руда, медь и другое — было в распоряжении Германии.
(на доске таблица)
ВИДЫ ПРОДУКЦИИ СССР ГЕРМАНИЯ
Чугун 5 млн. тонн 28 млн. тонн
Сталь 8 млн. тонн 34 млн. тонн
Нефть 5 млн. тонн 24 млн. тонн
Уголь 93 млн. тонн 551 млн. тонн
- Как вы думаете, кто произведет больше танков, исходя из этих значений?
- Несмотря на меньшие объемы сырья и материалов, Советский Союз смог произвести танков в 1,5 раза больше, чем Германия. И в Курской битве советские войска выставили танков в 10 раз больше, чем в битве под Москвой.
-Ребята, а как вы думает, кто трудился в тылу?
- Было ли людям в тылу легче, чем на фронте?
- Совершенно верно. В этой войне огромную роль сыграло мирное население страны. Мужчины ушли на фронт. Их места у станков на заводах, за рулём трактора или комбайна в поле заняли женщины и мальчишки 13-16 лет. Они работали на пределе сил. Случалось, неделями не уходили домой, спали прямо в цехе, чтобы утром снова стать к станку. Городские школьники летом отправлялись в деревни, чтобы помочь убрать урожай.
-Война затронула каждую семью, каждый принял в ней участие. У нас на Урале, благодаря крупнейшим заводам производилась военная техника. Также поставляли продовольствия на фронт. «Все для фронта — все для победы!» — такому принципу была подчинена жизнь в тылу. Только героизм тружеников тыла помог Советскому Союзу достичь военного превосходства над противником.
После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.
- Какой день мы отмечаем как праздник Победы?
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков. -ВОВ
- Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разные организации: подпольщики, партизаны.
- С немцами
-С фашизмом. Это сторонники учения, которые признавали полноценной только свою нацию, 1 сентября 1939 год
- уничтожить других людей или сделать их своими рабами
- Гитлер
- 22 июня 1941 года
- Отечественную войну 1812 года.
- Наполеон
- Захватить весь мир
- Яркие, красные, огненные, которые говорят о тяжелой битве нашего народа с врагом.
- приблизительно 2 года и 6 месяцев ( +- несколько дней)
- пропустить танк вперед
- Москва - это центр России, столица, которая хранит в себе историю российского народа
-женщину, которая призывает на помощь Родине
- мужчины, женщины, девчонки и мальчишки
- Германия
- женщины и дети, потому что все мужчины ушли на фронт
-нет, одинаково тяжело
- 9 мая Итог •Докажите, что война с Наполеоном для России и война с Гитлером для СССР были войнами Отечественными.
•О Великой Отечественной войне написано много литературных произведений, снято много кинофильмов, в театрах поставлены спектакли. Знаете ли вы какие-нибудь из них?
•Можно ли допустить, чтобы народ забыл этих великих событиях, о героях, которые привели страну к победе? Что нужно делать для увековечения их памяти? - В. Фирсов «Военное детство», стихи Анны Ахматовой, Александра Твардовского, стихи и песни Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, было снято множество фильмов: «А зори здесь тихие..», «Брестская крепость» и многое другое.
Дз С 46 – 51, Сообщение об участии семьи в ВОВ Конспект урока по окружающему миру в 4 «в» классе
Тема: «Великая Отечественная война»
Цель: продолжить формирование исторических представлений о России 20 века, обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствующими воспитанию патриотизма.
Задачи:
познакомить учащихся с героическим прошлым Родины, с основными событиями 1941 – 1945 годов; расширить кругозор учащихся;
развивать навык устной работы на уроке; развивать интерес к истории страны;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к Отечеству.
Оборудование: иллюстрации.