Конспект логопедического занятия на тему Родственные слова (2 класс)


Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов, имеющих фонетико-фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи
Тема:-Родственные слова.
Цель: -Развивать умение подбирать родственные слова и
проверочные для безударных гласных.
-Развивать и совершенствовать связи междупроизносительным и слуховым образом звука.
-Развивать навыки фонематического и слогового анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.
-Совершенствовать навыки общения, воспитывать
доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование:Магнитофон, звуковые схемы, письмо-плакат А-3, плакат с картинками, магнитные буквы, предметные картинки
животных, терем с 6-ю камешками, Весна-девушка.
раздаточные карточки:
1) «лишняя буква»;
2) «силуэты животных наложенных друг на друга»;
3) напечатанных предложений;
I. Организационный момент.
Входят дети, здороваются с гостями, взявшись за руки, образуют круг. Проговаривают хором:
-Мы спокойны и внимательны,
говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
-Сядет тот, в чьем имени после 1-го звука [д] стоит звук [а]. После второго звука [л'] стоит звук [э]. А теперь сядет тот, у кого в имени перед звуком [л'] стоит [э]. Затем – между звуками [м] и [р] стоит [а]. А теперь тот, у кого в полном имени первый звук [а], а последний [р] и т.д. (Каждый ребенок вслух произносит свое имя).
II. Сообщение темы:
-Сегодня на закрытии мы будем подбирать родственные слова и проверочные для безударных гласных.
1. –У меня есть один предмет, догадайтесь, что это подобрав к этой звуко-слоговой схеме слово. (Под схемой буквы, перевернутые лицом вниз.)
О О О О О
Сначала [п], потом [а], потом [к'], затем [э],….[т]. (Пакет).
-Подходит слово к схеме? (По количеству подходит, а по расположению - нет).
-Второе слово: первый звук [п'], … [и], … [с'], … [м],… [о]. (Письмо).
-Подходит слово к схеме? (Подходит и по количеству звуков и по расположению.-Сколько всего звуков в слове «письмо»? (5)
Назовите ударный гласный ([о]). На каком месте он находится и в каком слоге? (На 5-м месте, во 2-м слоге). Переворачиваем букву лицом вверх: «О».
-А почему букв под схемой 6, а не 5? (Потому, что мягкость согласного звука [с'] в середине слова обозначается буквой мягкий знак.) Переворачиваем все буквы, кроме «и» .- Осталась одна буква, но прежде, чем вы назовете безударную гласную, подберите проверочное слово. (Письма, письменная речь). –Правильно – И, переворачиваем последнюю букву лицом вверх.
- Запишите слово.
2. – Открыв конверт, я не смогла прочесть письмо.
На доску выставляется письмо – плакат (А-3)
- Проследите за стрелочками от красных точек, может тогда можно будет узнать содержание письма.
ГИ МО ПО ЛА
ТЕ ХИ ТИ КОЛ
ПО КО ДУНЬ
ВУ ЛЕ РО Я
Ученики читают: Королеву похитила колдунья, помогите.
-Поможем найти королеву? (Поможем).
III. Основная часть.
1. Сначала узнаем как зовут колдунью. У вас карточка на столе. Внимательно посмотрите на буквы в строке, найдите лишнюю букву, или внимательно прочитайте строчку, указывающую на нужную букву.
Ниже выпишите эти буквы, составив имя
С К Б Ф
Р А С Х
З Ж В С
парный глухой звуку [д]
П И Ш Щ
П Б Т Н
парный звонкий звуку [т]
М Л Н А
«Бастинда»
-Записали имя колдуньи.
Имя королевы мы узнаем, когда выполним несколько заданий. Ведь Бастинда – коварная и хитрая колдунья, спрятав королеву, придумала труднейшие задания, чтобы помешать нам.
2. – В следующем задании нужно определить предмет, который укажет дорогу к королеве. Для этого назовите общий звук в словах, поставьте букву на доске.
-окна, круги, мак (общий звук [к]).
-ослик, дом, рот (общий [о]).
Слог «ко»
-Вы отгадали один из слогов слова.
-Нос, луна, сын (общий [н]).
-Мыло, сыр, косы (общий [ы]).
-Мышь, шуба, шов (общий [ш]).
На доске слог «ныш».
-Вы составили следующий слог слова.
-Сад, бусы, пёс (общий [с]).
-Сом, рот, кино (общий [о]).
-Пол, лак, стул (общий [л]).
На доске слог:
«сол»; «ко»; «ныш»
- Какое слово получилось? (Солнышко). Подберите родственные слова. (солнце, подсолнух, солнечный).
- Запишите слово «Солнышко».
4. Включаем магнитофон. Релаксация в сопровождении спокойной медленной мелодии «Прогулка по солнечному лесу». Затем упражнения сидя для шеи, затем стоя, потянувшись на носочках, руки вверх:
- К солнцу потянулись, лучик взяли, к сердцу прижали, людям отдали и улыбнулись.
5. – В пути нам нужен помощник. Возьмите каждый карточку с силуэтами животных, определите, кто на ней нарисован. (Дети называют животных). На доску выставляются картинки диких животных. Учащиеся выполняют звуковые схемы под ними.
- Помощника вы определите по следующим признакам: один звук в схеме слова твердый согласный, звонкий, непарный, второй мягкий согласный, глухой, парный, другой гласный.
-Правильно, лось. Подберите родственные слова (лосенок, лосиха, лосиный (след)).
Запишите слово «лось»
Включаем магнитофон для прослушивания стихотворения А. Усачева «Трубач и Трубочист».
Трубач любил свою Трубу.
А Трубочист – свою.
Трубач играл в свою Трубу,
А Трубочист – в свою.
А вечерами Трубочист
Звал в гости Трубача.
Они сидели на трубе,
Они играли на трубе,
И, громко хлопая себе,
Плясали «ча-ча-ча».
- Назовите однокоренные слова (Труба, трубач, трубочист, трубить, трубочки).
Уточняем значение слов «трубач, трубочист».
- Молодцы! Справились и с этим заданием.
7. Итак, мы продолжаем движение по лесу с помощью лося и солнышка, которое освещает нам путь к месту, где находится королева.
-Следующее задание. Прочитайте предложения на карточках, выделив ударный слог, вы прочтете новое слово.
«Потеха! Реки промокли!» (Теремок).
- Назовите корень слова. (Терем). Значит, королева находится в тереме. Подберите однокоренное слово. (Теремочек). Запишите слово «терем».
8. – Теперь мы узнаем место, где находится терем. Для этого из каждого слова на таблице с картинками возьмите первые слоги и разгадайте ребус.
Картинки: заяц, лебедь, сом, репа, камыш. (За лесом река).
- Значит придется преодолеть реку, покрытую льдом. Запишите это предложение. В слове «река» проверьте безударную гласную. (Речка, реченька).
9. – Пришла пора узнать, как зовут королеву.
(На доске плакат с теремом, окруженным водой и льдинами, между ними камни – валуны).
- Она приходит с ласкою
и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу природа оживет. (Весна).
- Правильно! Прежде, чем записать слово, назовите ударный гласный (а), безударную гласную проверьте подбором слов и запишите слово «весна».
- Выпустить королеву Весну из терема можно пробираясь по камням – валунам. Становимся на камень – называем родственное слово. (Вёсны, веснянка, весняночка, веснушки, весенний, веснушчатый).
Из терема достать картинку девушки – Весны.
- Так нежен аромат цветов.
Вся в зелени, стоит Весна
И смотрит в зеркало прудов,
И нравится себе она.
10. Составьте 2-3 предложения о весне. Запишите их.
Примерный текст:
«Наконец пришла весна. Тает снег - стало теплее».
IV. Итог.
- Вот мы и справились со всеми заданиями.
Лось протрубил победу над Бастиндой. Вспомним, какие задания вы выполняли. (Составляли слова из букв, слогов, находили нужные звуки, буквы, проверочные слова для безударных гласных).
- Помогут вам эти задания в учебе? (Будем подбирать родственные слова, чтобы не сделать ошибку).