Конспект логопедического занятия на тему: Родственные слова (6 класс)

Класс: 6
Разработала и провела: учитель-логопед Хайбрахманова Р.М.
Тема: Родственные слова.
Цель: - познакомить обучающихся с понятием родственные слова;
Задачи: - формировать умение узнавать и выделять среди других слов родственные слова;
- развивать умения подбирать родственные слова;
- способствовать коррекции восприятия, речи, мелкой моторики;
-содействовать воспитанию интереса к занятиям, любви к своей родине.
Оборудование: проектор, мультимедийный экран, рабочие тетради, ручки с синей пастой, простые карандаши, карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Прослушайте и повторите в той же последовательности ряды слов. Сад, садовый, посадить, садовник.
Соль, соленый, посолить, рассол.
Лес, лесной, перелесок, лесок.
Вода, водный, водолаз, водяной.
- Артикуляционная гимнастика.
Улыбка – трубочка
Забор
Вкусное варенье

2. Основная часть
Беседа по новой теме.
– Послушайте стихотворение «Как растут слова?»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада, СЛАЙД
Вот ещё посадки рядом,
А вот это садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.

- Вам понятен значения слов САДОВОД, САДОВНИК, ПОСАДКИ, РАССАДА. СЛАЙД


Рассада- это молодые растения, которые выращивают в ящиках, и при достижении определённого возраста высаживается в открытый или закрытый грунт.
Посадки- это деревья, посаженные людьми.
Садовод- человек, который разводит сад.
Садовник- человек, который ухаживает за садом.

– Из какого слова «выросли» эти слова?
– Из слова САД. Слово САД – это слово-корень.
– Прочитайте слова, найдите в них одинаковую часть.
(Дети читают слова САДОВОД, САДОВНИК, ПОСАДКИ, РАССАДА.)
– В этих словах одинаковая часть – САД. Эта часть слова называется КОРЕНЬ СЛОВА. КОРЕНЬ СЛОВА – это главная часть слова. Слова с одним корнем и близкие по значению называются РОДСТВЕННЫМИ или однокоренными словами.
Работа со словами, имеющими 1 корень, но не являющимися родственными.
(на доске вывешиваю пары слов).
- Прочитайте ряды слов. СЛАЙД
Рис - рисунок.
Гора - горевать. СЛАЙД
Водитель - вода.
Найдите общую часть у этих слов.
Сравните их по смыслу (объяснение непонятных слов).
-Будут ли эти слова родственными? Почему? (смысл слов разный).
- Придумайте предложения с этими словами.
Вывод: Родственные слова - это слова, которые имеют общий корень и близкий смысл.

Работа со словами, которые имеют общий смысл, но разные корни.
- Назовите названия взрослых животных и их детёнышей СЛАЙД
Корова - теленок.
Собака-щенок.
Курица-цыплёнок
Свинья – поросенок.
- Могут ли они считаться родственными? (нет, имеют близкий смысл, но разные корни).
Вывод: Родственные слова - это те слова, которые имеют и общий корень и близкий смысл.
- Какая пара животных имеют общий корень?
Игра «Соберите группы слов». СЛАЙД
Учитель, воробей, ворона, вороненок, учить, берёза, воробушек, берёзовый.
- распределите карточки так, чтобы в каждой группе находились родственные слова.
Физминутка.
Я буду читать пары слов. Если они являются родственными, то хлопните, а если не являются -топните: кот-котик, река –плот, день –ночь, носки –нос, снег –снеговик, ткань -тканевый, стена –гвоздь, дом- домашний.
Задание «Найди лишнее слово»
- Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Вычеркнуть его. Объяснить, почему оно не подходит.
Водитель, водяной, водный, подводник.
Водитель - водит, развозит, подвозит, увозит.
Рис, рисунок, рисовый.
Рисунок- рисует, нарисовал, зарисовки, рисование.
- Подберите к лишним словам родственные слова.
Работа над предложением.
-Найдите в тексте родственные слова и объясните, почему они близки. Выделите в них корень.
Родиной мы зовем нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней мы говорим на родном языке и всё в ней для нас родное.
А в какой республике мы живем? Столица нашей республики? В каком городе мы живем? Наш родной язык?
Запишите родственные слова в тетрадях и выделите корень.
Дополнительное задание. Дидактическая игра «За кем последнее слово?»
Каждый называет родственное слово к слову, которое я назову. Кто не сможет назвать слово, тот выбывает.
Вод (вода): водица, водник, водовоз, водоворот, водолаз, водянистый, водолаз .
Цвет: цветок, цветик, цветочек, расцветает, цветение, цветущий, цветник, зацветать и т.д.
Ход: выход, поход, ходить, ходики, ходун, ходячий и т.д.
3. Итог урока.
- Вам понравилось занятие?
Что нового узнали?
Чем занимались на занятии? Оценивание учащихся.
8. «4 лишний».
-Прочитайте слова. Найдите

15