Конспект логопедического занятия на тему Родственные слова (4 класс).


Конспект логопедического занятия в 4 классе.
Тема: Родственные слова.
Цель: Сформировать представление о родственных словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь по темам: « Семья », «Детёныши животных»;
- познакомить с понятием «родственные слова»;
- учить находить общую часть родственных слов;
- учить определять родственные слова в тексте;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление на основе разгадывания загадок;
- развивать произвольное внимание путём нахождения слов, связанных по смыслу и одинаковой частью слов (корнем);
- развивать общую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки самостоятельности и самоконтроля.
Оборудование: Опорные слова; памятки: «Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственными»; мяч; картинки: сад, садовник; панно «Дерево», яблоки со словами; карточки с текстом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
- Ребята, давайте улыбнемся нашему солнышку, улыбнитесь друг другу, а теперь я улыбаюсь всем и желаю успехов в работе.
Логопед предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке (Дети высказываются.).
- Солнышко проснулось и взошло,
Сразу всюду сделалось тепло…
- Как вы думаете, такое красивое и тёплое слово-предмет «солнышко» отвечает на вопрос «кто?» или «что?» (Что?)
2. Сообщение новой темы.
- Я буду читать предложения, а вы выписываете только предметы, отвечающие на вопрос «Кто?», не забывайте себе диктовать!
- Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА".
- Мой папа веселый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.
- Старший брат сестру баюкал,
Баюшки-баю!
Принесу тебе я кукол,
Баюшки-баю!
- Целый день смотрю в окно,
Родственников жду давно.
Приходите к нам на ужин,
Мы картошечки потушим.
- Как можно назвать общим словом всех этих людей? (Семья.)
Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.
Дети составляют короткие описательные рассказы о своей семье.
Логопед спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя…)
Логопед: У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных). Докажем это:
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера».
Дети называют членов "семьи" грач - грачиха – грачата.
«Га - га - га», - гогочет гусь:
«Я семьей своей горжусь, гусь – гусыня - гусята
На гусят и на гусыню
Я гляжу, не нагляжусь».
Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных, птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.
- Среди слов тоже бывают родственники, как и у людей, но мы пока не знаем, как их различать.
3. Упражнения в определении родственных слов.
Выставляется картинка САД.
- Перед нами сад.
Детей встречает садовник. Садовник отвечает, что он не простой, а волшебный садовник, т.к. выращивает в саду слова.
Дети интересуются, разве бывает такое?
Садовник: «Бывает, хотите, расскажу?»
- Послушайте стихотворение:
Как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово. словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Стихотворение сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники.
На доске появляется опорные слова
родственные слова

- Родственные слова имеют два секрета.
1.Слова связаны по смыслу.
На доске появляется опорные слова.
близкие по смыслу

2. - Что ещё заметили в этих словах? (общая часть слова)
Это второй секрет родственных слов.
общая часть слова

Дети получают от садовника памятку.
- Прочитай определение про себя, шепотом, вслух соседу.
Памятка.
Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственными.
4. Физкультминутка. (Ира с мячом.)
- Я называю животное, а вы называете их детёнышей:
Слон, медведь, лев, мышь, волк, корова, собака, утка, свинья, курица, тигр.
5. Закрепление материала.
Садовник предлагает послушать диалог – разговор гусей и гусеницы, который называется «Родственники».
- Вы кто такие? – спрашивает гусеница.
- Я – Гусь, это Гусыня, а это наши дети – Гусята. А ты кто?
- А я ваша родственница – тётя Гусеница.
- Правильно ли гусеница назвала себя тётей? Являются ли они родственниками? Почему, ведь у них есть одинаковая часть гус-? Назовите, кто из персонажей является родственниками. Как назовем эти слова? Как называется их одинаковая часть?
Садовник предлагает ребятам посмотреть на дерево, которое он вырастил в своём словесном саду. На дереве чудесные яблоки разного цвета.
Дети срывают яблоко, называют лишнее слово, объясняют, почему.
Игра «Третье - лишнее»:
- гореть, гора, горелый;
- горе, горевать, горка;
- морщины, море, морской;
- боль, большой, больница;
- вода, водить, проводник;
- город, городок, горка.
- моряк, рыбак, море
- лес, лесок, лестница
- ученье, учебник, книга
- моряк, рыбак, море
6. Работа по карточкам.
- Садовник хочет проверить, сможете ли вы найти родственные слова в тексте. (Дети получают карточки с текстом.)
Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник – пирог с рыбой.
- Найдите слова, которые чем-то связаны по смыслу, по значению и у них есть одинаковая часть. Выпишем эти слова (рыба, рыбаки, рыбный, рыбник). - Какая у них общая (одинаковая) часть? (рыб-) Выделим её дугой. Объясните значение каждого слова. Все эти слова связаны со словом «рыба».
7. Итог.
- С какими словами сегодня познакомились?
- Какие два секрета есть у родственных слов?
- Какие задания понравились? В чём были трудности?