Использование элементов развивающих технологий на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи


Использование элементов развивающих технологий на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи
Ивановская Н.В.
учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ №10
«Когда благородный муж учит и воспитывает, но не тянет за собой, побуждает,  но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведёт, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он представляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляет то, что зовётся умелым наставничеством»
«Записки обучения» (III век до н. э.)
Одними из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация учащегося к сегодняшним реалиям, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Особенно важно это понимать нам, учителям начальных классов, ведь образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. И главная роль в этом фундаменте принадлежит, безусловно, урокам русского языка.
Мне бы хотелось остановиться на проблеме изучения частей речи в начальной школе и поделиться опытом использования технологий развивающего обучения при решении данной проблемы.
Учитывая основные подходы (исследовательский, коммуникативный и групповой), я использую различные приёмы развивающего обучения на разных этапах урока. При этом помню, что сами этапы развивающего урока достаточно размыты. Это некая целостность, объединённая темой и деятельностью учащихся, где учитель лишь режиссёр хорошо поставленного спектакля.
Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или сказкой, рассказанной учителем.
Например:
«В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи: « Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец»
-Как вы думаете, ребята, о какой части речи мы будем сегодня говорить? Что интересного узнали об этой части речи из сказки?
Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.
На первых порах можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов.
Название части речи Имя прилагательное
Что обозначает? Признак предмета
На какие вопросы отвечает? Какой? Какая? Какое? Какие?
Грамматические признаки Число, род, падеж
Чем является в предложении? Определение
Примеры Большой, красивая, синее, милые
Такую работу можно проводить в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи  одноклассников. На данном этапе возможно применение методики «толстых и тонких» вопросов. «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
отрабатывает умение формулировать вопросы;
воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
умения погружаться в текст, в информационное поле;
способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
Интересны  задания творческого характера: даймонд, синквейн, хайку.
Используя технологию критического мышления,  можно предложить вышеуказанные стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, которые вместе с тем не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Имя прилагательноеПослушное, красочноеРаскрашивает, уточняет, подчиняется.В предложении чаще бывает определением.Признак. 
Иванова Наташа, 3 класс
Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Прилагательное
Красивое, яркое
Помогает, описывает, украшает
Яркий образ простого предмета
Есть, существует, называет
Одушевленное, неодушевленное
Существительное
Мальцева София, 4 класс
ХайкуЯпонские хайку традиционно должны состоять из 17 слогов (что составляет один столбец иероглифов). Собственно говоря, они красивы как внешне, так и внутренне, представляя собой образец гармонии мироздания.
Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то (5 слогов)
Строчка 2:  Какого? (7 слогов)
Строчка 3:  Как? (5 слогов)
Я видел небо
Хмурое, сердитое,
Мне стало грустно.
Щербаков Алёша, 4 класс
Я вижу небо
Высокое, синее
Захватывает
Мартовецкая Маша, 4 класс
Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определенные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему. В данном примере мы видим, как с помощью прилагательных создаются совершенно разные образы и переживания по поводу одного и того же предмета.
Данный вид работы только на первый взгляд кажется лёгким, при выполнении учащиеся испытывают достаточно большие сложности, особенно на первых порах. Главное, чтобы они поняли причины затруднений  и вместе с учителем наметили пути их решения.
Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет:
Расширить словарный запас учащихся
Проверить знание частей речи
Проверить знание теории русского языка.
В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы:
Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово
на определение частей речи: Весёлый, радостно, любимый, красивый.
на определение рода: Синяя, рыжее, весенняя, холодная.
на определение числа: большие, великий, огромные, громадные
на подбор к группе слов обобщающего(например, существительного): Быстрый, звонкий, весёлый, говорливый
на подбор синонимов и антонимов и т.д.
Можно использовать любое из «стихотворений», добавив грамматические задания.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, для более глубокого понимания предмета, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.