приёмы работы по преодолению искажения звуко — слоговой структуры слов


ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ИСКАЖЕНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ
СТРУКТУРЫ СЛОВ
В основе этой группы специфических ошибок лежат испытываемые ребенком затруднения в анализе речевого потока. Необходимость в осуществлении такого анализа возникает лишь в процессе записи слов и предложений. Поэтому ребенок впервые сталкивается с этой проблемой в начале школьного обучения. В устной речи у нас нет необходимости специально делить предложения на слова, а слова на слоги. И ребенок воспринимает фразу целиком, не ощущая интервалов между словами. Я уже сравнивала это состояние с восприятием на слух незнакомой иностранной речи, которая звучит для нас сплошным потоком, а мы не можем уловить границ между отдельными словами. Для того чтобы правильно записывать предложения, ребенок должен еще до начала записи представлять количество слов в предложении. То же самое можно сказать и о написании ребенком слов. Чтобы правильно записать любое слово, ребенок должен заранее представлять количество букв и слогов в слове, а также их последовательность.
Ребенок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова в этом случае часто искажаются до неузнаваемости.
Если такого ребенка спросить, сколько слов, например, в предложении «Дети рисуют цветы» или «Книга лежит на столе», то он или вообще не поймет вопроса и будет называть вместо слов слоги или звуки, или даст ошибочный ответ. Но во всяком случае «на столе» обязательно сочтет за одно слово и напишет его слитно.
Примерно то же самое произойдет при попытке проанализировать звукослоговой состав отдельного слова. Ребенок затруднится в определении количества слогов в слове и скажет, что в слове СЛОН два или три слога (С-ЛОН или С-ЛО-Н). Как же можно при таком положении правильно записать слово, сохранив при этом нужное количество соответствующих звукам букв и их последовательность? Ведь для записи любого слова требуется четко представлять, на каком месте стоит каждая буква. Поэтому ребенок, не владеющий навыком звукового анализа, чаще всего записывает буквы в случайном порядке, меняя их местами, теряя некоторые из них или добавляя
лишние.
Для того чтобы обучиться анализу и синтезу речевого потока, можно (и нужно!) выполнять следующие виды упражнений.
Упражнения в анализе предложения на слова
Упражнение 1. Определение количества слов
в предложении и установление
их последовательности
Сколько слов в предложении «Мама мыла раму»? Какое первое слово? Второе? Третье? Сколько слов в предложении «Ваза стоит на столе»? Какое слово первое? Второе? Третье? Четвертое?
Упражнение 2. Придумывание ребенком
предложений, состоящих из определенногоколичества слов
Придумать предложение, состоящее из трех, четырех, пяти слов.
Упражнение 3. Составление предложений из слов,
данных вразбивку, или работа с так называемым
деформированным текстом
Слова «потеряли» свое место, нужно помочь им найти его:
ДЕТИ, МЯЧ, В, ИГРАЛИ
ВЫСОКИЕ, РАСТУТ, ЛЕСУ, В, ДЕРЕВЬЯЭти и другие подобные упражнения, выполненные в достаточном количестве, научат ребенка свободно ориентироваться в словах, составляющих предложения, и определять границы между ними. Благодаря этим упражнениям постепенно исчезнут не только специфические, но и связанные с ними грамматические ошибки на письме. И прежде всего — слитное написание предлогов с существительными и раздельное написание приставок с глаголами.
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов
Упражнение 1. Определение количества слогов в слове и установление их последовательности
Сколько слогов в слове КОРОВА? Какой первый слог? Второй? Третий?
Упражнение 2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов
Придумать слово, состоящее из одного, двух, трех и более слогов.
Упражнение 3. Составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку
Слоги «потеряли» свое место, и надо помочь им его найти.
НА-ВО-РО (ВОРОНА)
ТОК-МО-ЛО (МОЛОТОК)
КА-СУМ (СУМКА)
Упражнение 4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных
слогов
Какое слово получится из слогов: ВО-РО-НА, ПО-ДУШ-КА, КОШ-КА?
Упражнение 5. Образование новых слов
путем добавления (наращивания) ребенком
слогов к данному слову
Какой слог можно добавить к слову ПОЛ, чтобы получилось новое слово?
ПОЛ-КА
ПОЛ-НЫЙПОЛ-КАН
ПОЛ-ДЕНЬПОЛ-ЗЕТ ПОЛ-ТОРА и т. д.
Упражнение 6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова
Получить новое слово, поменяв слоги местами:
КА-ПОР - ПОР-КА
НО-РА - РА-НО
РА-МА - МА-РА
Упражнение 7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове
Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а из двусложных или трех-четы-рехсложных слов — в другое.
Все приведенные здесь и подобные им упражнения научат ребенка ориентироваться в слоговом составе слов и понимать важность правильного расположения слогов в каждом слове. Благодаря этому постепенно исчезнут перестановки и пропуски слогов на письме и при чтении, а также затруднения при переносе слов.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов
Упражнение 1. Определение количества звуков в слове и установление их последовательности
Сколько звуков в слове СТОЛ?
Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?
Упражнение 2. Придумывание слов с определенным количеством звуков
Придумать слово, состоящее из трех, четырех, пяти и более звуков.
Упражнение 3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков
Какое слово получится из этих звуков: К-О-Ш-К-А?
Упражнение 4. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук
Какие новые слова можно получить из слова ДОМ, еслипоменять в нем первую букву?
СОМ, ЛОМ, КОМ, ТОМ, РОМ.
Упражнение 5. Образование новых слов с помощью наращивания звуков
Какой звук надо добавить к слову РОТ, чтобы получилосьновое слово?
Звук К (крот) или Г (грот).
А к слову ПАР?

Звук К (парк).
А какие новые имена можно получить, если добавитьодин звук к слову Оля?
Толя, Коля, Поля.
Упражнение 6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества новых слов
ТОК КРОТ
КОТАКТ ТАКТ
РОК КОРТ
РОТ ТОРТ
ТАК КОРА
РАК РОТА
Какие новые слова можно получить из звуков слова ТРАКТОР?
КТО
ТРАКТ
На практике я не раз убеждалась, что подобные упражнения увлекают не только детей, но и их родителей. Все эти упражнения помогут ребенку понять, что ни один звук не является в слове случайным, что добавление, исчезновение или замена только одного звука может полностью изменить смысл слова или сделать его неузнаваемым и даже бессмысленным. А это значит, что каждая буква должна находиться на своем месте.
В процессе работы над звукослоговым составом слова вам очень пригодится разрезная или магнитная азбука. В эти занятия постепенно можно включать письменные упражнения с обязательным предварительным звукослоговым анализом слова. Например:
Сколько слогов в слове КОРОВА?
Какой первый слог? Второй? Третий?
А сколько звуков в этом слове?
Какой первый звук? Второй? Третий? И т. д.
А теперь запишем это слово под диктовку.
При этом взрослый еще раз отчетливо произносит слово, как бы диктуя его, причем так, как оно пишется, а не слышится.
Хочу обратить ваше внимание на важность синхронного проговаривания при письме. Практика показывает, что даже во втором-третьем классе ребенок часто не умеет правильно проговаривать слово при письме. Вообще, чтобы во время записи все было в порядке, необходима синхронная работа четырех компонентов: это ухо, рука, глаз и язык. Если один из них выпадает, то ждите неприятностей.
Еще один важный момент, на который обязательно надо обратить внимание при работе над звукослоговым анализом слов. Очень часто дети, добираясь даже до второго-третьего класса, не твердо знают, что такое гласные буквы. Они могут вам сказать, что сколько в слове гласных, столько и слогов. Но вот точно определить, а какие же они, эти гласные, дети не могут. Поэтому не поленитесь, объясните разницу между гласными и согласными и предложите ребенку запомнить сначала все гласные буквы. Их всего десять. Выучить их можно парами: А-Я, о-ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Остальные будут согласными. Их даже можно и не запоминать. Если это не гласная, значит, согласная!