«Книжная иллюстрация как средство развития у детей дошкольного возраста интереса к детской книге» (из опыта работы)


МБДОУ «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
«Книжная иллюстрация как средство развития у детей дошкольного возраста интереса к детской книге» (из опыта работы)

Воспитатель: Кондратьева Н.В.



«Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывать самостоятельность суждений»
(С. Г.Струмилин)

Процесс общения ребенка -дошкольника с книгой- это процесс становления в нем личности .О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого .Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше ,обогатить этот мир сделать его интереснее .Ребенок должен любить книгу ,тянуться к ней. Но как известно современные дети все чаще проводят свое свободное время за компьютером, телевизором и все реже читают книги.
В условиях когда создаются целые электронные библиотеки ,трудно заставить взять в руки книгу ,тем более ребенка-дошкольника. Он пока что больше слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком. От взрослых в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим ,увлеченным читателем ,или встреча с книгой мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью ,оно формирует идеалы, расширяет кругозор ,обогащает внутренний мир. Чтобы избежать проблем следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше- задолго до того ,как он пойдет в школу и сам научится читать .А период дошкольного детства -это первая ступень литературного образования ,является его фундаментом и во многом определяет его.
Книга является средством общения взрослых и детей, она помогает ребенку в обогащении словаря и речи ,сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора ,правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии.
Воспитание ребенка начинается с первой сказки ,с первой песенки ,которую они услышат ,с первой картинки ,которую он посмотрит .Это тот период роста ребенка, когда начинается формирование его личности: развивается мышление, речь, обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего ,развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.
Дошкольный возраст –время активного становления читателя в ребенке ,требующее внимания и кропотливой работы воспитателей и родителей. Маленькому человеку самостоятельно не осилить тех материальных и духовных ценностей, которые заложены в детской книге И самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения является именно воспитатель дошкольного учреждения. Он не только формирует у детей интерес к общению с детской книгой, но и вырабатывает потребность ежедневного общения с художественной литературой ,учит детей уважать книгу, понимать содержание произведения, а так же обращает внимание родителей к проблеме «не читающей нации».
Художественное восприятие-это восприятие произведений искусства . В книге сочетаются два вида искусства: искусство слова и изобразительное искусство, поэтом, у сила книги в том .что она воздействует на ребенка на двух направлениях :слуховом и зрительном.
Книжная иллюстрация помогает детям дошкольного возраста глубже и полнее понять текст ,дает знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальным художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства.
Из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка.
«Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще является слушателем».
Для формирования интереса ребенка к литературе, как виду искусства поставила перед собой задачи:
-Продолжать работу по формированию интереса к книге;
-Учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
-Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, воспитывать умение сопереживать героям;
-Обращать внимание детей на оформление книг, на иллюстрации;
-Способствовать поддерживанию традиции семейного чтения;
-Воспитывать бережное отношение к книге.
С помощью анкетирования родителей и спроса детей выявила читательский интерес и кругозор.
Познакомилась с рекомендациями методической литературы по данной теме, определила систему работы с детьми и родителями.
Прививая интерес к художественной литературе - использовала разнообразные формы работы с детьми и родителями, общественностью. Так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослы. окружающих детей смогут приобщить детей к чтению книг.
Ни для кого ни секрет, что желание читать , стойкий интерес к чтению формируется с детства в семье. И основа его – привычка читать ребенку книгу. Приучение детей слушать художественную литературу, полюбить книгу требует времени и усилий и никто за родителей этого не сделает. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
Поэтому я уделяю большое внимание работе с родителями.
На родительском собрании обсудили вопрос о том, как подружить детей с книгами
.где решили создать детскую групповую библиотеку и организовать обмен книгами между семьями воспитанников. Родители помогли в организации сюжетно-ролевой игры «Библиотека», приняли активное участие в конкурсе-выставке «Книги, сделанные своими руками»,фото -выставке «Мама, папа ,я -читающая семья!».
Каждый малыш с большим желанием смастерил книжку-малышку для картотеки читателя в нашу групповую библиотеку.
.С детьми организовала экскурсию в школьную библиотек у(школа№7).Ребята узнали, что книги можно не только покупать в магазине ,но и взять на время и почитать .Познакомились с новыми словами «библиотекарь», «читальный зал», «картотека читателя».Все желающие попробовали себя в роли библиотекаря и читателя, познакомились с правилами поведения в читальном зале, поняли необходимость бережного и аккуратного обращения с книгами.
Провела с детьми беседу о том, как появились первые книги. И Чтобы закрепить представления детей о происхождении книг ,мы посмотрели презентацию «История создания книг» на широком экране.
На занятии дети узнали , что над созданием книги трудится не только автор произведения ,но и художник-иллюстратор .Мы рассматривали иллюстрации книг разных поколений .Ребята попробовали себя в роли художника -иллюстратора. Раскрашивая картинки – мы создали свою книгу «Сказочная страна».
Очень понравилась детям литературная викторина «В гостях у сказки». По обложкам книг дети с интересом узнают и называют произведения и авторов , вспоминают содержание.
В группе нашлись и книги, которые требовали ремонта. Общими усилиями дети привели их в порядок.
Моя тема по самообразованию - «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». Игровая деятельность значительно увеличивает словарь детей, речь становится предметом активности. Чтобы вызвать интерес к книгам, развить связную речь детей провожу дидактические игры «Узнай героя» , «Закончи сказку» , «Подбери картинку», «Из какой я сказки?».
В своей работе использую ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые развиваются произвольно по замыслу детей. ( «Муха- цокотуха», «Доктор Айболит» , «Телефон» К.Чуковского.)
.Театрализованная деятельность помогает ребенку выражать свое отношение к героям расширять свой читательский интерес. А в процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь детей «совершенствуется» звуковая сторона речи, ,особенно диалог персонажей ,ставит ребенка перед необходимостью изъясняться ясно .четко.
Ребята подготовили и показали театрализованную сказку « Красная шапочка» младшим дошкольникам. И активными участниками в подготовке театрализованных представлений являются родители. Они готовят атрибуты , изготавливают игрушки для различных видов театра. Наш театральный уголок является основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
Погрузившись в жизнь дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, осталось удовлетворение от совместной работы.
Только совместная работа по принципу «педагог-ребенок-родитель» способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников.
Результаты своей работы вижу в воспитании интереса и любви к книге ,стремление к общению с ней, умении слушать и слышать, понимать художественный текст ,т.е.всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, чтобы он не только понимал, «что такое хорошо ,что такое плохо»,но стремился быть добрым, отзывчивым и образованным гражданином.
В дальнейшем планирую не останавливаться на достигнутом , продолжать и совершенствовать формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.