Описание исследования Экспериментирование с цветом как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников

Ягудина Сания Минсаитовна,
воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде

Описание исследования


Экспериментирование с цветом как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом творческое развитие явлется стартовой площадкой и для познавательного, и для личностного, и для социального развития ребенка-дошкольника.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого в дошкольном возрасте – изобразительная деятельность ребенка в детском саду.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.
Составными компонентами изобразительной деятельности являются: восприятие, исполнительство и творчество. Между этими тремя составляющими существует тесная связь. Если ребенок не воспринимает эмоционально окружающую действительность или произведения искусства, если он не различает особенности выразительных средств (линия, форма, цвет, пятно), то он не сможет в полной мере проявить творчество в рисунке.
Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в советской педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований. Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л.A. Венгер, H.A. Ветлугина, Л.C. Выготский, A.B. Запорожец, В.С.Кузин, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.).
Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [6]. Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» [1].
Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего [4]. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. В нашем ДОУ было принято решение провести исследование о влиянии экспериментирования с цветом на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Актуальность нашего исследования определялась тем, что стремительно меняющаяся жизнь, появление все новых и новых способов и техник в рисовании, заставляет нас пересмотреть роль исследовательского поведения в развитии изобразительного творчества ребенка. В связи с этим необходимы новые психолого-педагогические подходы и рекомендации по развитию изобразительного творчества старших дошкольников через экспериментирование в рисовании.
Цель исследования была определена следующим образом: изучение возможностей использования исследовательской деятельности в рисовании у детей 7 года жизни.
Объект исследования: процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Экспериментирование с цветом как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников.
В основу работы положена гипотеза исследования: развитие у детей изобразительного творчества будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности - экспериментирование;
- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;
- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой выделены задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую научную и методическую литературу по исследуемой проблеме.
- выявить особенности развития изобразительного творчества старших дошкольников.
- разработать и апробировать методику работы по развитию изобразительного творчества старших дошкольников в процессе экспериментирования с цветом.
- определить эффективность разработанной методики развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с цветом.
Теоретически анализ литературных источников показал, что существует много нетрадиционных методов обучения рисованию. Известно, что ребенок хочет видеть результаты своего труда как можно быстрее, поэтому ему будет интересно, например, поставить на бумаге кляксу и обнаружить забавный рисунок, получить рисунок из собственной ладони и т.д. Использование нетрадиционных техник позволяет получить желаемый результат. Использование каждой из техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же способствует развитию координации движений. Разнообразие подходов к рассмотрению проблемы развития художественного детского творчества позволяет сделать вывод о том, что проблема очень популярна и актуальна и требует дальнейших разработок в области развития детского творчества.
Также теоретический анализ литературы показал, что в последнее время, проблемное обучение широко входит в жизнь во всех звеньях непрерывного образования: с дошкольниками осуществляется поисково-исследовательская деятельность; школьники часто выполняют творческие задания, с ними проводятся поисковые практические работы, которые сменяются курсовыми и дипломными работами в студенческие годы. Таким образом, можно сделать вывод, что для высокой эффективности учебная деятельность ребенка должна быть максимально приближена к исследовательской.
Практическое исследование влияния экспериментирования с цветом на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста включало в себя три взаимосвязанных этапа:
- констатирующий этап (проведение первичной диагностики уровня развития изобразительного творчества детей, определение направленности формирующей педагогической деятельности);
- формирующий эксперимент (разработка и реализация методики развития изобразительного творчества детей средствами экспериментирования с цветом);
- контрольный этап (проведение повторной диагностики, процедур математического анализа для определения количественных и качественных показателей эффективности реализованной педагогической деятельности).
Анализ литературных источников позволил выделить критерии развития детского изобразительного творчества в исследовательской деятельности детей на основе исследований Ветлугиной, Комаровой и Григорьевой Г.Г.:
- заинтересованность ребёнка деятельностью,
- характер активности ребенка,
- отношение к деятельности,
- способы творческих действий,
- качество продуктов детского творчества.
По итогам констатирующего эксперимента выявлено, что у 10% детей уровень развития изобразительного творчества находится на высоком уровне - эти дети дольше всех находились в экспериментальной комнате и в процессе экспериментирования с различными материалами и техниками смогли создать свой собственный рисунок – как продукт творческой деятельности. 50% детей отличалась вполне адекватным интересом к новым художественным средствам, у них отмечено умение и желание рисовать только с теми материалами и предметами, с которыми они уже были знакомы. К новым материалам они прибегают только после акцентирования на них внимания взрослого. Но были и такие дети, интерес к новой деятельности у которых снижен, они были не самостоятельны в действиях, мотивация к художественно-творческой деятельности у этих детей снижена, их рисунки были бедными и несодержательными (40% исследуемой группы).







Уровни развития изобразительного творчества на констатирующем этапе исследования


Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что уровень изобразительного творчества у большинства детей средний и экспериментальная деятельность имеет для них привлекательный характер, что может явиться очень эффективным средством развития изобразительного творчества детей. Следовательно, мы имеем возможность разработать и апробировать свою методику по экспериментированию в рисовании.
В формирующем эксперименте участвовала группа из 20 детей 6-7 лет, которую мы разделили на 2 подгруппы: одну - контрольную, в которой проводились обычные занятия по рисованию; вторую – экспериментальную, с которой предполагалось проводить мероприятия исследовательской деятельности и проводить занятия по экспериментированию с цветом в рисовании. Задачи формирующего этапа исследования:
- разработать методику формирования изобразительного творчества через использование экспериментирования в рисовании.
- развивать потребность ребенка в активном самовыражении через процесс и продукт художественно-творческой деятельности.
- научить ребенка самостоятельно проводить экспериментальную деятельность с цветом с различными художественными материалами и средствами.
- создать условия выбора ребенком изобразительно-выразительных средств, усвоенных в процессе познания технологий и переноса в собственную творческую деятельность знаков, символов и схем.
Формирующая работа проводилась поэтапно:
1 этап – художественно-оформительский, в процессе которого будет строиться пространственно-развивающая среда.
2 этап – поисково-творческий, на котором будет проводиться формирование у детей необходимых в процессе экспериментирования умений и навыков и закрепление их в творческой деятельности.
На первом художественно-оформительском этапе был создан художественный фонд, куда вошли предметы и произведения искусства по его видам, разнообразный репродуктивный материал: наборы открыток, фотографии, слайды, магнитофонные записи, видеокассеты.
На втором поисково-творческом этапе для проведения основного эксперимента нами были разработаны исследовательские блоки, в каждый входят серии занятий по разным видам изобразительной деятельности:
- 1 Блок «Симфония чувств и красок» - экспериментирование с цветом, запахом, восприятием музыки.
- 2 Блок «Волшебные техники» – экспериментирование с нетрадиционными техниками в рисовании.
Используя данные методы, мы осуществляли органическое слияние и одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные органы восприятия, что обеспечивало более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осознания мира культуры.
Результаты формирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:
- экспериментальная деятельность в изобразительном творчестве позволяет глубоко и осознанно усваивать различные средства художественной выразительности, тем самым, обогащая свой творческий потенциал. Поэтому такая форма организации позволила подняться в своем художественном развитии на более высокий уровень.
- в процессе интегрированных занятий дети овладели исследовательскими умениями, которые позволили им самостоятельно изучать различные изобразительные средства, необходимые им для самостоятельного изобразительного творчества.
- следствием использования интегрированных и «исследовательских» занятий явилось также развитие поисковой активности детей, что проявилось в интересе детей к художественно-творческой деятельности.

Для определения конкретных показателей роста уровня художественно-творческого развития детей был проведен контрольный эксперимент.
На контрольном этапе педагогического эксперимента, методика проведения которого соответствовала констатирующему этапу, отмечался повышенный интерес детей к созданию продуктов художественной деятельности в процессе активного экспериментального поиска в цвете, средств художественной выразительности.
В контрольном задании по рисованию весеннего пейзажа все дети экспериментальной группы (кроме одного ребенка, который часто болел и пропускал занятия) создали выразительные образы природы. Они проявляли инициативу, самостоятельность в выборе средств и материалов, с удовольствием импровизировали с формами и добавляли новые детали. Используя разнообразные средства художественной выразительности, они смогли показать свое отношение к природе, любовь и восхищение ее красотой. Количественный анализ полученных в ходе контрольного эксперимента результатов показал, что произошли значительные изменения в уровне развития художественного творчества детей по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем художественно-творческого развития с 10% до 50%, соответственно уменьшилось количество детей, отнесенных к среднему уровню с 50% до 40% и низкому уровню с 40% до 10%. Эта тенденция прослеживается и в процессе экспериментальной деятельности, и в продуктах собственного творчества. Рисунки, выполненные в ходе контрольного эксперимента, отличались богатым образным содержанием, разнообразием используемых изобразительно- выразительных средств, прочными навыками изображения, чертами индивидуальной выразительности и проявлениями оригинальности. Обращает на себя внимание то, что у детей контрольной группы тоже имеется тенденция к повышению художественно-творческого уровня. Но в отличии от экспериментальной группы (5 детей из 10), этот рост уровня незначительный (2 ребенка из 10).





Результаты контрольной диагностики


В результате проведённой работы рисунки детей стали богаче по содержанию, насыщеннее разнообразными деталями, работы стали отличаться точностью в передаче строения предмета, заметно возросла самостоятельность в выполнении задания. Таким образом, выявленная на контрольном эксперименте эффективность использования экспериментальной деятельности с цветом в рисовании, позволяет утверждать, что эта методика способствует развитию у старших дошкольников поисковой активности, образного видения, креативного и творческого мышления, понимания и использования в собственном творчестве разнообразных, в том числе нетрадиционных и необычных художественных средств выразительности, стремления к проявлению оригинальности в своей работе у каждого ребенка.
Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы:
1) Социально-педагогический механизм экспериментальной деятельности способствует развитию внутреннего мира ребенка, составляет фундамент его будущих достижений, стимулирующим поисковую активность ребенка. Способствует творческой реализации ребенка в различных видах деятельности.
2) У детей формируются представления о связи: предмет - искусство, искусство – человек, способах творческого использования различных художественных средств. Например, усвоив способы смешивания красок и получения различных оттенков, дети успешно производили нужный для реализации их замысла оттенок цвета и воплощали в своих рисунках.
3) Исследовательские блоки проектируются в образовательном процессе по принципу интеграции и параллельности познавательно-интеллектуальной художественно-эстетической деятельности. Блоки реализуются как специально организованные виды деятельности; а также интегрируются с другими видами деятельности.
4) Построение предметно-пространственной среды в соответствии с этапом, видами деятельности при организации исследовательских интегрированных занятий позволяет повысить уровень художественного творчества детей.
5) Для более эффективного развития художественных способностей детей дошкольного возраста педагоги должны овладеть инновационными технологиями развития и воспитания детей, в том числе иметь навыки подготовки и проведения интегрированных форм организации педагогической работы.

Литература
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/. 2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Издательский дом «Академия», 1998.-272с.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120 с.
4. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973. - 208с.
5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
6. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. - 160с.





Mђ Заголовок 1!ђ Заголовок 215