План-график реализации педагогического проекта «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»


Месяц Форма работы Тема Цель
Сентябрь Оформление уголка природы,создание «школы природы» - экологических макетов. «Уголок природы» Формирование интереса детей к природе.
Досуг. « В гости к Здоровейке!» Расширять знания детей о влиянии природных витаминов на здоровье человека,осуществлять взаимосвязь экологического и фиического воспитания.
Составление гербария. Чаепитие с друзьями. «Зелёная аптечка» Дать детям представления о лекарственных растениях, их роли в жизни человека. Познакомить с некоторыми видами лекарственных растений(зверобой, мята, душица),рассказать оправилах сбора этих растений.
Сбор семян растений. «Чудо – семечко» Формировать понятие, что растения произрастают из семечка . Викторина. « Осенние дары» Систематизировать знания детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Создание мини-лаборатории в группе. «Детское экспериментирова-ние» Создание условий для экспериментальной деятельности дошкольников.
Октябрь Наблюдение, экспериментирова-ние. Свойства глины Познакомить детей со свойствами глины(цвет, степень водонепроницаемости, пластичность)
Наблюдение за песком, экспериментирова-ние. Свойства песка Познакомить детей со свойствами песка(состоит из песчинок, разных оттенков, мелкий. Крупный, сухой-рассыпается, мокрый- лепится)
Составление коллекции камней. «Такие разные камни» Расширять представление детей о том, какие бывают камни (форма, величина)
Наблюдение за ветром. «Поиграем с ветерком» Обнаружить движение воздуха в природе.
Наблюдение за солнцем. «Солнышко» Формировать понятие , что для жизни на земле нужно солнце.
Ноябрь НОД « Мир комнатных растений» Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
Работа в уголке природы. «Мытьё комнатных растений» Формировать у детей знания о структуре трудового процесса: с помощью моделей учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты, учить трудовым действиям и их последовательности, формировать соотносить результат с целью. Воспитывать желание помогать растениям.
Наблюдение за деревом. «Наше дерево» Уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева(корень, ствол, ветви, листья).Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.Модели.
Наблюдение за водой. «Узнаем, какая вода?» Расширить представления детей о свойствах воды(прозрачная, без вкуса и запаха)
Работа в уголке природы. «Как поливать растения?» Показать детям потребность растений во влаге.Учить знаниям трудового процесса(полив, опрыскивание), обучить детей практическим навыкам.Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.
Декабрь Экологическая акция
«Птичья столовая» Воспитывать желание помочь птицам зимой.
НОД В гости к деду Природоведу. (Экологическая тропа зимой). Расширять представление детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Экологическая акция
« Ёлочка – зелёная иголочка» Формирование бережного отношения к лесным богатствам.Дать детям представление, что дерево – живое.
Игры с песком и водой. «А что у вас?»» Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Работа в уголке природы «Огород на окне». «Посадка лука» Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения(почва, влага, тепло, свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Январь Сбор детской литературы природоведческого характера. Организация мини-библиотеки. «Полочка умных книг» Формирование читательских интересов детей, привлечение интереса к книгам о природе.
Беседа. « О чём рассказал корень» Формирование правил поведения в природе.Закрепить знания детей о жизни растений.
Фотостенд. « Юные экспериментаторы» Отражение в фотографии проявлений детского эксперимента, поисково-исследовательской деятельности.
Работа с «Жалобной книгой Природы»
( оформление детских рисунков). «Жалобная книга Природы» Учить детей видеть негативное отношение к природе, проявлять сочувствие.
Работа в уголке природы «Огород на окне». «Посадка огурцов, зелени» Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения(почва, влага, тепло, свет). Учить правилам ухода за растениями.
Февраль Рассказ воспитателя. Посадка жёлудя. «Расти, дубок» Рассказать детям о значимости зелёных насаждений для жизни на земле.Дать простейшие сведения о росте растений. Вызвать у детей желание беречь природу. Научить сажать растения и ухаживать за ними.
Наблюдение, экспериментирова-ние. « Снег, какой он?» Познакомить детей со свойствами снега(белый, холодный, тает в тепле).
Анкетирование родителей. «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса.
НОД – лепка из глины. « Поможем Незнайке вылепить посуду» Расширить представление детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Закрепить умение лепить из глины.
Наблюдение, экспериментирова-ние. Свойства льда. Познакомить со свойствами льда(лёд- это вода в твёрдом состоянии, в тепле тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
Март НОД « Почему расстаяла Снегурочка?» Расширить представления детей о свойствах воды, снега и льда.Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Родительское собрание. «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-эксперимен-тальной деятельности». Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса. Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Природная мастерская:изготовление поделок из природного материала. «Чудеса своими руками» Формировать умение видеть красоту в природном материале, учить умению работать с ним.
Опыты в мини – лаборатории. «Зависимость роста и развития растений от наличия влаги» Приобщение детей к практической экологии.
НОД «Дежурство в уголке природы» Показать детям особенности дежурства в уголке природы.Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями.
Апрель Экологическая акция
« День Земли» Организовать акцию в защиту нашего общего дома, показать роль человека в окружающем мире.
Опыты. «Веточки-красавицы» Наблюдать за появлением листочков на ветках берёзы, тополя, сирени, поставленных в воду, учить сравнивать, видеть различия.
Выставка детских работ(рисование, лепка,конструирова-ние). «Наше творчество» Развивать умение детей отражать в творчестве своё отношение к природе, к явлениям и объектам природы.
Беседа.Нерегламен-тированная изодеятельность. «Красная книга природы» Дать детям представление о редких, исчезающих видах растений и животных.Организовать выставку работ детей в защиту природы.
Рисунки на песке. «Вот так чудо!» Учить детей нетрадиционным техникам рисования. Закрепить знания о свойствах песка.
Май Экологическая акция
«Берегиня» Воспитание бережного отношения к первоцветам.
Работа в цветнике. « Наш цветник» Учить детей подготавливать семена цветов для посадки , способам ухода за растениями.
Выступление на педсовете. «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания». Познакомить педагогов с результатами деятельности по организации и проведению детского экспериментирования в ДОУ.
Опыты с песком. «Куличики» Закрепить умение детей лепить куличики из мокрого песка.Обратить внимание , что сухой песок непригоден для лепки.
Наблюдения за первоцветами. «Первоцветы» Отметить, где первыми появляются первоцветы(теневая или солнечная сторона участка).
Июнь-август Наблюдения, экскурсии, походы, опыты, эксперименты с явлениями неживой природы, развлечения. «Дары лета» Расширять , закреплять, систематизировать знания детей о природе, её явлениях.Учить быть природе другом.
Используемая литература:О.А.Соломенникова « Экологическое воспитание в детском саду».Программа и методические рекомендации. – М: Мозаика-Синтез, 2005;
Л.П.Молодова «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию».-Минск, 2004;
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми», практическое пособие для воспитателей и методистовДОУ,-Воронеж:ТЦ «Учитель»,2004;
Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду:Пособие для работников дошкольных учреждений.-М:ТЦ Сфера,2004;
С. Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», -М,1999;
О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»М: Мозаика-Синтез,2007;
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М,2005.
Н.А.Рыжова «Игры с водой и песком»: Обруч, 1997-№2