Методы для формирования уровней пространственных представлений

Методы для формирования уровней пространственных представлений
1-й уровень. Овладение пространством собственного тела. Соответственно, подуровнями являются:
ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство по Сеченову): напряжение расслабление;
ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела (например, голода, сытости);
ощущения от взаимодействий тела с внешним от него пространством (границ собственного тела) (По мнению некоторых исследователей, этот подуровень следует отнести к уровню npостранственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела. Нам кажется возможным как то, так и другое решение в зависимости от того, «с какой стороны» оценивать эту границу тела. В определенной степени условно мы отнесли данный подуровень к представлениям о собственном теле. Для решения задач практики подобное расхождение не представляется важным): сырости - сухости, тактильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок и т.п., а также взаимодействия со взрослым, когда ребенка берут на руки (этот подуровень можно рассматривать в качестве естественного продолжения предыдущего подуровня, но его следует выделить для решения диагностических и коррекционных задач).
Конструирование
предметы
кубики
разрезные картинки
аппликация
Подвижные игры
игры с мячом
игры с элементами мышечной релаксации
зарядка
танец
дидактические игры и упражнения
работа с зеркалом
выполнение заданий по словесной инструкции
4й лишний
Кинезиология
телесные упражнения (перекрестное марширование, мельница, дерево)
гимнастика для глаз
растяжка
пальчиковая гимнастика
массаж, самомассаж



2-й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:
топологические представления (представления о том, где находится тот или иной предмет);
координатные представления: о нахождении предметов с использованием сочетания «верх-низ», с понятием «с какой стороны» (от тела), то есть сторонность;
метрические представления (представления, насколько далеко находится предмет).
Итогом развития на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собой (структурно-топологические представления).
Конструирование
предметы
конструкторы
кубики
схемы, планы
аппликация
тагнрам
Подвижные игры
игры с мячом
игры по правилам
движение в заданном направлении
построение по команде
выполнение движений по словесной инструкции
танец
дидактические игры и упражнения
выполнение заданий по словесной инструкции
лабиринты
сказки

3-й уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.
Данный уровень возникает, безусловно, на определенном этапе речевого развития, когда у ребенка вначале в импрессивном, а позже (иногда параллельно) в экспрессивном плане появляется возможность вербализации представлений 2-го уровня. Существует определенная последовательность появления в речи в первую очередь обозначений топологического плана и лишь позже координатных и метрических. Появление этих представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). То есть собственно предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению" к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка, соответственно, позже, чем этологически более ранние представления (верх, низ, близко, далеко и т.п.).
Конструирование
конструкторы
лего
пазлы
разрезные картинки
мозаика
аппликация
тагнрам
Подвижные игры
игры с мячом
игры по правилам
движение в заданном направлении
построение по команде
физические упражнения со снарядами
выполнение движений по словесной инструкции
танец
прятки
дидактические игры и упражнения
выполнение заданий по словесной инструкции
рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций
лабиринты
графический диктант
рисунок по инструкции
последовательные картинки
Кинезиология
телесные упражнения (перекрестное марширование, мельница, дерево)
гимнастика для глаз

4-й уровень. Лингвистические представления (пространство языка).
Этот уровень включает в себя формирование пространственных представлений (лингвистическое пространство пространство языка и мышления когнитивный стиль мышления) и является наиболее сложной и поздно формирующейся составляющей психической деятельности (в данном случае правомерно говорить исключительно о составляющей, а не о предпосылке). Этот уровень, корнями уходящий непосредственно в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.
Конструирование
предметы
разрезные картинки
Подвижные игры
игры с мячом
дидактические игры и упражнения
рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций
4й лишний
сказки
моделирование историй
числовой ряд
распорядок дня
последовательные картинки
лото
Кинезиология
пальчиковая гимнастика
симметричные рисунки






15