Приёмы формирования пространственных представлений у дошкольников



КАТАЛОГ ИГР
по формированию пространственных представлений дошкольников с ОНР










Составитель:
Семенова Татьяна Николаевна
Учитель – дефектолог группы ССД





Урай, 2014 г.
Примеры приемов формирования пространственных представлений для воспитателя группы ССД
На занятиях по математике работа с последовательностью числового ряда на примере первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):
- назвать первое число справа, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;
- прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);
- показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;
- показать соседа слева;
- показать соседа справа;
- вернуть число на место (1 3 2 и т.д.).
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительно восприятия предметов в горизонтальной плоскости.
Методика проведения. Детей просят внимательно рассмотреть ряд геометрических фигур и назвать их, после этого закрыть глаза. Фигуры меняются местами. Дети должны определить какие фигуры поменялись местами.
Игра «Сколько игрушек вокруг?»
Цель: развитие зрительного восприятия предметов в окружающем пространстве.
Методика проведения. Детей просят сказать что расположено справа, слева, спереди, сзади от них.
Игра «Кто стоит впереди, кто сзади?»
Цель: уточнение понятий «спереди», «сзади».
Методика проведения. Дети стоят в колонне. Их просят назвать тех, кто стоит спереди, и тех, кто стоит сзади них. Пересчитать стоящих спереди и сзади.
Игра «Пройди к избушке лесника»
Цель: обучение ориентировке на листе бумаги по речевой инструкции.
Методика проведения. Детям раздаются листы бумаги в клетку, на которых нарисована избушка с одной стороны, и поставлена красная точка с другой. Дети, выполняя инструкцию воспитателя рисуют дорожку к избушке по клеткам.
На занятиях по конструированию.
«Гаражи для своей машины»
Цель: воспроизведение изображенного на бумаге образца из кубиков.

Методика проведения. При работе детей просят комментировать свои действия. Куда он поставит кубик, куда брусок, куда воротца и т.д. отрабатываются конструкции «справа от», «слева от», «на», «перед - за».
«Домик»
Цель: конструирование по модели.

Методика проведения. Детям предлагают заполнить контурное изображение домика имеющимися плоскостными фигурами. Действия комментируются.
Физкультминутки, проводимые воспитателем на занятиях:
«Аист»
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова правою ногою,
Снова левою ногою.
После правою ногою,
После левою ногою.
И тогда придешь домой.
«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
«Для начала мы с тобой»
Для начала мы с тобой
Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись! (Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)
«Оглянись»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Примеры приемов формирования пространственных представлений по физическому развитию
Строевые упражнения.
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений: построение, перестроение.
Виды упражнений:
- Построение в шеренгу и в колонну по команде;
- Повороты переступанием;
- Передвижение в сцеплении.
- Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом;
- Построение из одной шеренги в несколько;
- Построение в шахматном порядке;
- Бег по кругу и ориентирам («змейкой»);
- Построение врассыпную, бег врассыпную;
- Построение в две шеренги напротив друг друга
- Перестроение из одной шеренги в несколько до ориентира.
Игры.
«Переполох»
Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия.
Методика проведения. Игровым материалом являются объемные миниатюрные игрушки (домашние птицы, например), картонные ломики разного цвета и величины.
Все поручения даются хозяйкой дома тетей Дашей. Она знакомит детей, в каком домике живут маленькие цыплята, а в какомутята («В этом маленьком желтом домике живут маленькие цыплята», «А здесь живут утята, домик у них зеленый, потому что они любят зеленую травку»« и т.д.). Необходимо настроить детей на то, чтобы они запомнили, кто в каком домике живет, потому что цыплята и утята потом не найдут свои дома и нужно будет им помочь. Когда все птицы выпущены, выбегает собака Бобик и бросается на них, сгоняет в кучу. Тетя Даша просит детей помочь испуганным цыплятам и утятам найти свои домики.
«Направо пойдешь»
Цель: развитие умения понимать пространственные наречия «направо», «налево», «вперед», «назад» по инструкции.
Методика проведения. Детям предлагается пройти от одного конца зала в другой по инструкции педагога. Ошибиться нельзя, иначе попадешь в страну Незнанию. Педагог диктует поэтапно, в каком направлении должны двигаться дети. Расстояние измеряется шагами. Ошибившийся выбывает из игры и после проделывает весь путь в одиночку.
«Эстафета».
Цель: закрепление умения выполнять движения в правую и левую сторону.
Методика проведения. Детям объясняют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на обратном пути - в левую сторону.
Наклоны
Перемещение галопом
Сгибание и разгибание руки в локте и др.
«Доползи до игрушки».
Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве.
Методика проведения. На полу разложены различные препятствия: обручи, скамейка, скакалки, кегли. Требуется пройти полосу препятствий и достать игрушку из корзины. Детям предлагают обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление. При этом ребенок должен описать свой путь через препятствия.
«Запомни порядок»
Цель: игра способствует запоминанию различных команд и помогает ориентироваться в пространстве.
Методика проведения. Дети строятся в одну шеренгу. Педагог стоит к ним лицом и подает команды. Дети должны выполнять их лишь в том случае, если перед каждой командой произносится слово «дети». Если ключевое слово не произносится, то команду выполнять не следует. Ребенок, который делает ошибки, выходит из строя. В конце игры подводятся итоги, называются победители, а те, кто ошибался 23 раза, упоминаются в мягкой форме.

Примеры приемов формирования пространственных представлений по музыкальному воспитанию
Разучивание песни «Правая и левая» на стихи О. Дриз.
Цель: развитие ориентировки в собственном теле.
Правая и левая
Водят поезда.
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать.
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали...
Правая и левая
Спят на одеяле.
Методика проведения. Дети разучивают песню и показывают то правую, то левую руку, в зависимости от слышимых слов.
Игра-танец «Буги-вуги»
Взявшись за руки все идут по кругу и напевают:
- Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и, в ладоши хлопая, поем.
(Играющие хлопают в ладоши). Далее снова берутся за руки, идут в центр круга и поют:
- Буги – вуги, эгей!, (поднимая одну ногу вперед. Идут из центра круга)
- Буги-вуги, эгей! (вновь поднимают ногу вперед).
Далее все движения сопровождаются такой песней:
- Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немного потрясем.
Танец повторяется:
Продолжая танец-игру, подчеркнутые слова заменяют на: руку левую, ногу..., ухо... и т.д. (на сколько хватит фантазии и сил).
Игра «Карусель».
Цель: закреплять ориентировку в собственном теле, направление «вперед-назад», «вправо-влево».
Методика проведения. Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу и произносят:
Завертелась карусель.
На нее мы все уселись.
Очень быстро побежали,
Чтобы вы нас не поймали.
Сначала играющие двигаются медленно, а после слов «не поймали» бегут быстрее. По команде педагога «Стой!» дети берутся за веревку другой рукой и продолжают движение в противоположную сторону. Потерявший веревку выбывает из игры.
Правила игры:
1) если дети держатся за веревку правой рукой, то движение начинается вправо, и наоборот;
2) не разрешается разрывать движение, опережать впереди стоящего игрока.
Психогимнастика
«Сосулька».
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
«Смелый заяц»
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения. Поза - положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика - уверенный взгляд.










Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 413Обычный,мой Обычный Заголовок 115