КИМы по дисциплине Экономические и правовые основы профессиональной деятельности для профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»




















Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине
Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
специальности/профессии
код специальности/профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»


















2017 год
Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине Экономические и правовые основы профессиональной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (профессии) 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» ______________20__г. №______



Методист Заместитель директора
по учебной работе
___________ ФИО ___________С.С. Прохорова




Рассмотрен цикловой комиссией сферы услуг

Протокол от «___» _____________ 20 г. № ____

Председатель ц/к _______________ ФИО




Разработчик:
Бочаева О.О., преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»






Общие положения
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Экономические и правовые основы профессиональной деятельности

КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта.


Результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины Экономические и правовые основы профессиональной деятельности у обучающихся должны быть сформированы знания, умения, общие и профессиональные компетенции.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
У.1 ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
У.2 применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
У.3 защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
З.1 принципы рыночной экономики;
З.2 организационно-правовые формы организаций;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
механизмы формирования заработной платы;
порядок оплаты труда.

Формируемые компетенции:
Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
Профессиональные:
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов
ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.
ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.
ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2. Готовить простые супы.
ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.
ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.
ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.
ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.
ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.
ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.
ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.
ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.
ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.
ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.
ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.
ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.
ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.
ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.

Формы контроля дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕНИЯ

ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции
выполнение тестовых заданий, устный опрос

применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, заполнение документов, устный опрос

защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства
решение правовых задач, устный опрос

ЗНАНИЯ

принципы рыночной экономики
выполнение тестовых заданий, устный опрос

организационно-правовые формы организаций
выполнение тестовых заданий, устный опрос

основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения
решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, устный опрос

механизмы формирования заработной платы
выполнение тестовых заданий, устный опрос

формы оплаты труда

решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, устный опрос


Формируемые компетенции (профессиональные и общие компетенции)
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении блюд из плодов и овощей

Экзамен. Оценка по эталону.










































































ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях



Применяет экономические знания при приготовлении блюд из плодов и овощей



ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении блюд из круп, яиц, теста.



ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении блюд из круп, бобовых и яиц


ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.
Умение

Применяет экономические знания при приготовлении блюд из макаронных изделий.



ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении блюд из яиц, теста.



ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении блюд из теста.



ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении супов и соусов



ПК 3.2. Готовить простые супы.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении супов и соусов



ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении супов и соусов



ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении супов и соусов



ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении блюд из рыбы



ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении блюд из рыбы



ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении блюд из рыбы



ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении блюд из мяса и домашней птицы



ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении блюд из мяса и домашней птицы



ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении блюд из мяса и домашней птицы



ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении блюд из мяса и домашней птицы



ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении холодных блюд и закусок



ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении холодных блюд и закусок



ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении холодных блюд и закусок



ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении холодных блюд и закусок



ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении сладких блюд и напитков



ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении сладких блюд и напитков



ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении сладких блюд и напитков



ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении хлебобулочных, изделий.



ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях


Применяет экономические знания при приготовлении мучных и кондитерских изделий.



ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении кондитерских изделий.



ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

Умение

ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;



Применяет экономические знания при приготовлении кондитерских изделий.



ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях

Применяет экономические знания при приготовлении кондитерских изделий.



ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.

Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

Применяет экономические знания при приготовлении кондитерских изделий.



ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знание
принципов рыночной экономики

Имеет положительные отзывы от работодателей




Участвует в конкурсах
Защита портфолио

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Знание
организационно-правовых форм организаций

-Определяет проблему в заданной ситуации;
-Планирует результат решения проблемы;
-Выполняет действия в соответствии с составленным планом

Решение проблемных ситуаций


ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Знание
основных положений законодательства, регулирующего трудовые отношения;
-Определяет проблему в заданной ситуации;
-Планирует результат решения проблемы;
-Выполняет действия в соответствии с составленным планом

Решение проблемных ситуаций


ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Знание
механизмов формирования заработной платы
-Использует различные источники информации, включая электронные, при выполнении практического задания;

Защита практической работы

ОК 5.
Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Знание
форм оплаты труда
Применяет информационный ресурс для решения проблем в сфере общественного питания

Защита практической работы

ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Знание
основных положений законодательства, регулирующего трудовые отношения;
-использует правовые и экономические знания в совместной деятельности;
-участвует в совместном принятии решений

Анализ результатов совместной работы (рефлексия деятельности);

ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

Знание
основных положений законодательства, регулирующего трудовые отношения
Применяет знания правовых и экономических основ при исполнении воинского долга
Анализ результатов совместной работы (рефлексия деятельности);






Контроль результатов освоения дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
ПК, ОК
Наименование раздела
Текущий контроль (наименование контрольно-измерительных материалов)

У.1
У.2
З.1
З.2
ОК1
ОК4
ОК6
ПК2.1
ПК4.1
ПК5.1
Раздел 1. Экономика и право
Тестовые задания
(приложение 1)



У.2
У.3
З.3
З.4
3.5
ОК1
ОК3
ОК7
ПК1.1-1.2
ПК2.1-2.5
ПК3.1-3.4
ПК4.1-4.3
ПК5.1-5.4
ПК6.1-6.4
ПК7.1-7.3
Раздел 2. Правовое регулирование трудовых отношений
Вопросы для контроля
(приложение 2)

У.1
У.2
З.1
ОК1
ОК2
ОК3
ОК4
ОК5
ОК6
ПК1.1-1.2
ПК2.1-2.5
ПК3.1-3.4
ПК4.1-4.3
ПК5.1-5.4
ПК6.1-6.4
ПК7.1-7.3
Раздел 3. Основы предпринимательской деятельности
Тестовые задания
(приложение 3)

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта (приложение 4)



5. Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..;
- оценка «хорошо» ...;
- оценка «удовлетворительно» ...;
- оценка «неудовлетворительно»



Приложение 1.
Задания по Разделу 1. Экономика и право


Тестовые задания по теме «Понятие и виды экономических споров»
Инструкция по проведению тестового задания ( Внимательно прочитайте задание ( Выберите правильный вариант ответа ( Время выполнения: 45 минут
1. В РФ экономические споры между юридическими лицами по вопросу о признании права собственности подведомственны а. мировому суду б. арбитражному суду в. суду присяжных г. конституционному суду 2. Одной из сторон в судопроизводстве является а. истец б. потерпевший в. свидетель 3. Арбитражному суду не подведомственны дела а. связанные с осуществлением предпринимательской деятельности б. по экономическим спорам в. связанные с осуществлением экономической деятельности г. связанные с выполнением бюджетного и налогового законодательства 4. Экономические споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора, называются а. договорными б. преддоговорными в. внедоговорными 5. К третьему звену системы арбитражных судов относятся а. 10 окружных арбитражных судов б. Высший арбитражный суд РФ в. федеральные арбитражные суды субъектов РФ 6. Для субъектов предпринимательской деятельности основными органами, разрешающими экономические споры являются а. третейские суды б. суды
в. арбитражные суды г. самозащита 7. К лицам, участвующим в арбитражном суде, но не содействующие нормальному ходу разрешения спора, относятся а. свидетели б. эксперты в. стороны (истец и ответчик) г. переводчик 8. В зависимости от механизма защиты прав предпринимателей не существуют следующие способы защиты гражданских прав а. рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции и  арбитражными судами б. предоставление защиты путем осуществления пожарного надзора в. Конституционная защита г. рассмотрение экономических споров, имеющих гражданско-правовую природу, третейскими судами 9. Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда рассматривается в а. двухмесячный срок б. месячный срок в. трехмесячный срок 10. Выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело принадлежит а. истцу б. ответчику в. судье г. третьим лицам

Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б б в а в а в в а
Критерии оценки:
Коэффициент усвоения
Количество существенных операция
Оценка

0,94-1,00
10
5

0,8-0,94
8-9
4

0,7-0,8
7
3

Менее 0,7
Менее 7
2

«5» - получают учащиеся, выполнившие задание в заданное время, самостоятельно справившиеся с работой на 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, учащиеся выполнили задание в заданное время ,самостоятельно, но верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов, учащиеся не уложились в заданное время «2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов, учащиеся не уложились в заданное время, самостоятельность при выполнении задания отсутствует


Вопросы и задания для устного опроса

Инструкция по проведению устного опроса ( 1.Внимательно выслушайте вопрос ( 2. Излагайте своими словами, подтверждайте конкретными примерами ( 3. Время выполнения: 20 минут
Назовите специфические особенности экономических отношений на предприятиях общественного питания.
Какими методами государство регулирует экономические отношения в сфере общественного питания?
Назовите основные нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий общественного питания.
Назовите основную техническую документацию, регламентирующую деятельность предприятий общественного питания.
Что представляет собой товарооборот предприятия общественного питания?

Критерии оценки Оценка «5»- полностью освоил учебный материал, умеет изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка «4»- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерами правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка «3»- не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2»- почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может подтвердить ответ конкретными примерами, не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя. Оценка «1»- полностью не усвоил учебный материал, не может изложить знания своими словами, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.







































Приложение 2.
Тестовые задания по Разделу 2. Правовое регулирование трудовых отношений


Тестовые задания по теме «Понятие трудового договора, его значение» Инструкция по проведению тестового задания ( Внимательно прочитайте задание ( Выберите правильный вариант ответа ( Время выполнения: 45 минут
1. Срок регистрации трудового договора между физическим лицом и  работодателем составляет а. 7 дней б. 3 дня в. 10 дней с момента заключения г. 1 месяц 2. Трудовой договор не обязателен в письменной форме, если а. это особая форма договора - контракт б. трудовой договор заключается с несовершеннолетним работником в. он заключается с набором работников г. трудовой договор заключается с молодым специалистом 3.Сторонами заключения коллективного договора являются а. работодатель (физическое лицо) и работник б. председатель профсоюзного комитета и работники в. собственник или лицо, им уполномоченное и трудовой коллектив г. комитет по трудовым спорам и работники 4. Начало действия трудового договора считается законным а. через 5 дней после подписания
б. с момента заключения в. после государственной регистрации г. С момента провозглашения трудового договора 5. Испытания при приеме на работу не применимо к а. лицам пенсионного возраста б. военнообязанным в. инвалидам г. работникам до 18 лет 6. По срокам действия трудовой договор по бывает а. срочный, бессрочный, на время определенной работы б. срочный, бессрочный в. краткосрочный, среднесрочный, на время определенной работы г. краткосрочный, сезонный, долгосрочный 7. Срок испытания при принятии на работу не может превышать а. 20 дней б. две недели в. в зависимости от сферы деятельности 1-3 месяца г. 3 месяца 8.Трудовой договор может прекратиться по инициативе а. собственника, работника, профсоюза б. собственника, работника, сотрудников милиции в. работника, членов его семьи г. профсоюзного органа, начальника отдела кадров 9. Работник должен предупредить администрацию об увольнении а. за 1 месяц до увольнения б. за две недели до увольнения в. за 1 неделю до увольнения г. за три дня до увольнения 10. Администрация расторгает трудовой договор с работником а. в случае невозможности продолжения им работы (зачисление в учебное заведение) б. в случае нарушения им правил внутреннего трудового распорядка предприятия в. в случае реорганизации предприятия г. в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации

Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б в г а в б в а г

Критерии оценки:
Коэффициент усвоения
Количество существенных операция
Оценка

0,9
·4-1,00
10
5

0,8-0,94
8-9
4

0,7-0,8
7
3

Менее 0,7
Менее 7
2


5» - получают учащиеся, выполнившие задание в заданное время, самостоятельно справившиеся с работой на 100 - 90 %; «4» - ставится в том случае, учащиеся выполнили задание в заданное время ,самостоятельно, но верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов, учащиеся не уложились в заданное время «2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов, учащиеся не уложились в заданное время, самостоятельность при выполнении задания отсутствует.

Тестовые задания по теме «Понятие и режим рабочего времени, отпуска» Инструкция по проведению тестового задания ( Внимательно прочитайте задание ( Выберите правильный вариант ответа ( Время выполнения: 45 минут
1. Время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и  которое он может использовать по своему усмотрению это... а. рабочее время б. время отдыха в. время обучения 2. Видами времени отдыха являются.. а. перерывы в течение рабочего дня б. праздничные нерабочие дни в. все варианты верны 3. Для работников, работающих в холодное время года предоставляется а. специальный перерыв для обогрева и отдыха б. дополнительный отпуск в. повышение заработной платы 4. Нормальная продолжительность рабочего времени составляет
а. 36 часов в неделю б. 38 часов в неделю в. 40 часов в неделю 5. Нормальная продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до 16 лет сокращается на а. 16 часов в неделю б. 5 часов в неделю в. 4 часа в неделю 6. К работе в ночное время не допускаются а. беременные женщины б. женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет в. все варианты верны 6. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет а. 28 дней б. 30 дней в. 25 дней 7. Отпуск без сохранения заработной платы работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака предоставляется на срок а. 5 дней б. 2 дня в. 3 дня 8. Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника а. при производстве работ, необходимых для устранения производственной аварии б при производстве работ, необходимых для обороны страны в. все ответы верны 9. При восстановлении механизмов, когда неисправность их может вызвать прекращение работ для значительного числа работников, применяется. а. сверхурочная работа б. работа в ночное время в. работа по совместительству 10. .Размер минимальной оплаты труда работника устанавливается а ТК РФ б Конституцией РФ в Федеральным законом

Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б в а в б а в а в

Критерии оценки:
Коэффициент усвоения
Количество существенных операция
Оценка

0,94-1,00
10
5

0,8-0,94
8-9
4

0,7-0,8
7
3

Менее 0,7
Менее 7
2


5» - получают учащиеся, выполнившие задание в заданное время, самостоятельно справившиеся с работой на 100 - 90 %; «4» - ставится в том случае, учащиеся выполнили задание в заданное время ,самостоятельно, но верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов, учащиеся не уложились в заданное время «2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов, учащиеся не уложились в заданное время, самостоятельность при выполнении задания отсутствует.

Тестовое задание по теме «Понятие и системы заработной платы» Инструкция по проведению тестового задания ( Внимательно прочитайте задание ( Выберите правильный вариант ответа ( Время выполнения: 45 минут
1. Система оплаты труда основного работника в зависимости от выработанной им продукции является а. косвенной сдельной б. прямой сдельной в. сдельной 2. Оплата труда работника может быть а. почасовой и премиальной б. аккордной и сдельной в. почасовой и сдельной 3. Доплаты к заработной плате устанавливаются за а. профессиональное мастерство б. совмещение должностей, профессий в. длительный непрерывный стаж г. работу в многосменном режиме 4. . Размеры заработной платы устанавливаются а. по согласованию сторон б. по усмотрению администрации в. по желанию работника г. по согласованию сторон, но не ниже установленного законом минимального размера заработной платы 5. Минимальная заработная представляет собой а. максимальный предел, выше которого не может быть установлена оплата труда ни одного работника, выполняющего меру труда б. минимальный предел, ниже которого не может быть установлена оплата труда ни одного работника, выполняющего меру труда в. основу для начисления пособий по безработице г. среднюю заработную плату работников 6. Тариф это а. заранее установленный размер оплаты труда за единицу рабочего времени при условии выполнения нормы труда б. оплата труда при условии выполнения нормы труда в. система оплаты труда за единицу рабочего времени при условии выполнения нормы труда г. оплата труда по итогам выполненной работы 7. Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются а. органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации б. правительством Российской Федерации в. администрацией предприятия г. коллективным договором
8. Если работник не может получить заработную плату в месте работы, начисленные денежные суммы по его просьбе а. пересылаются ему б. выдаются по доверенности другому лицу в. депонируются г. может перечисляться на указанный им лицевой счет в отделения Сбербанка 9. В случае направления в служебную командировку работодатель не обязан возмещать работнику а. расходы по проезду б. расходы по найму жилого помещения в. дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) г. иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя 10. .Размер минимальной оплаты труда работника устанавливается 1. ТК РФ 2. Конституцией РФ 3. Федеральным законом 4. подзаконным актом

Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а в в а а б а в а 2

Критерии оценки:
Коэффициент усвоения
Количество существенных операция
Оценка

0,94-1,00
10
5

0,8-0,94
8-9
4

0,7-0,8
7
3

Менее 0,7
Менее 7
2


5» - получают учащиеся, выполнившие задание в заданное время, самостоятельно справившиеся с работой на 100 - 90 %; «4» - ставится в том случае, учащиеся выполнили задание в заданное время ,самостоятельно, но верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов, учащиеся не уложились в заданное время «2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов, учащиеся не уложились в заданное время, самостоятельность при выполнении задания отсутствует.

Приложение 3.
Задания по Разделу 3. Основы предпринимательской деятельности


Вопросы и задания для устного опроса

Инструкция по проведению устного опроса ( 1.Внимательно выслушайте вопрос ( 2. Излагайте своими словами, подтверждайте конкретными примерами ( 3. Время выполнения: 20 минут

Объясните, каким образом предпринимательская деятельность в сфере услуг способствует экономическому росту?
Назовите основные барьеры в развитии предпринимательства в сфере услуг.
Как вы считаете, каким образом можно снизить эти барьеры? В частности, высокий уровень риска, вызванный неопределённостью внешней среды?
Назовите возможные источники финансирования предпринимательской деятельности.
Каким образом государство оказывает поддержку малому бизнесу? Приведите примеры мероприятий по поддержке развития малого бизнеса, осуществляемых на территории г.Борисоглебска Воронежской области.
Приведите примеры возможных бизнес-идей в сфере общественного питания. Какие бизнес-идеи успешно реализуются на территории г.Борисоглебска воронежской области?
Что представляет собой концепция социально-этического маркетинга? Какие положения этой концепции актуальны для бизнеса в сфере общественного питания?
Что такое маркетинговые исследования рынка? С какой целью они проводятся?
Почему успех бизнеса во многом определяется качеством проведения маркетинговых исследований? Обоснуйте ответ.
Перечислите возможные конкурентные преимущества бизнеса в сфере общественного питания. Приведите конкретные примеры удачного использования подобных преимуществ для повышения конкурентоспособности (на примере малых, средних и крупных предприятий сферы общественного питания г.Борисоглебска Воронежской области)

Критерии оценки Оценка «5»- полностью освоил учебный материал, умеет изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка «4»- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерами правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка «3»- не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2»- почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может подтвердить ответ конкретными примерами, не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя. Оценка «1»- полностью не усвоил учебный материал, не может изложить знания своими словами, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Приложение 4
Перечень теоретических вопросов для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине
Экономические и правовые основы профессиональной деятельности


Что такое экономические (производственные) отношения и каковы их виды?
Дайте определение предпринимательской деятельности и намного труда.
Перечислите признаки предпринимательской деятельности, покажите связь между нею и  наемным трудом.
Охарактеризуйте самостоятельность как важнейший признак предпринимательской деятельности.
Какова цель предпринимательской деятельности? Что такое прибыль?
Чем доход предпринимателя отличается от дохода наемного работника?
Расскажите о рисковом характере предпринимательской деятельности. Сравните по этому признаку деятельность предпринимателя и труд наемного работника.
Сформулируйте понятие права собственности. Какое значение имеет право собственности для предпринимательской деятельности?
Каковы условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя? Почему недееспособные граждане не могут приобрести этого статуса?
Дайте понятие юридического лица, опишите его признаки. Охарактеризуйте функции юридического лица.
Каковы понятие и признаки гражданско-правового договора?
Что такое экономические споры?
Какими нормами регулируется осуществление правосудия по экономическим спорам?
Какие отношения складываются в процессе труда и каково их взаимодействие? В чем состоит необходимость правового регулирования трудовых отношений? Охарактеризуйте предмет трудового права.
Назовите и охарактеризуйте нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Что такое трудовой договор и каково его социальное и юридическое значение?
Каковы основные признаки трудового договора и его отличия от договоров гражданско-правового характера?
Что является содержанием трудового договора? Назовите виды условий трудового договора.
Что такое трудовая книжка, каковы е значение и порядок ведения? Какие сведения вносятся в трудовую книжку?
Что такое испытание при приеме на работу, каковы его цель и юридическое значение? В чем состоит специфика трудовых отношений сторон в период испытательного срока?
Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
В каких случаях увольнение работника по инициативе работодателя недопустимо?
Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работника.
Сформулируйте понятие рабочего времени. В чем состоит необходимость и каково значение правового регулирования рабочего времени?
Что понимается под временем отдыха? Какие виды времени отдыха существуют?
Сформулируйте понятие отпуска и охарактеризуйте его виды. Что такое заработная плата и каково е значение
Охарактеризуйте механизм правового регулирования заработной платы. Какие элементы он включает?
Назовите принципы оплаты труда.
Какие существуют методы правового регулирования оплаты труда?
Что такое минимальный размер оплаты труда и в чем его юридическое значение?
Что такое дисциплина труда и внутренний распорядок организации? Какими документами они определяются?
Что такое дисциплинарная ответственность и дисциплинарный проступок?
Дайте понятие материальной ответственности.
Каковы особенности материальной ответственности работника? Какие обстоятельства освобождают работника от материальной ответственности?
Перечислите виды трудовых споров. Какими нормами регулируются спорные трудовые отношения?
Что такое право социального обеспечения? Каковы его принципы и задачи?
Что такое трудовой стаж?
Дайте понятие пенсии, назовите основные виды пенсионного обеспечения в нашей стране.
Охарактеризуйте предмет и  метод административного права.
Что такое административные правонарушения и административная ответственность?
Критерии оценки
Оценка «5»- полностью освоил учебный материал, умеет изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка «4»- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерами правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка «3»- не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2»- почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может подтвердить ответ конкретными примерами, не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя. Оценка «1»- полностью не усвоил учебный материал, не может изложить знания своими словами, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Тестовые задания и практические задания для дифференцированного зачёта
Вариант 1
Обязательная часть При выполнении заданий 1-10 выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. (1 балл) Право собственности предполагает а) владение, пользование, аренда б) владение, распоряжение, аренда в) владение, пользование, распоряжение г) покупка, пользование, распоряжение 2. (1 балл) Размер ответственности участников акционерного общества устанавливается а) в размерах, внесенных в уставной капитал вкладов б) всем личным имуществом акционеров в) в равной ответственности всех акционеров 3. (1 балл) К существенным условиям договора относится а) предмет договора б) испытательный срок в) форс-мажорные обстоятельства г) передача имущества 4. (1 балл) Экономические споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора, называются а) договорными б) преддоговорными в) внедоговорными 5. (1 балл) Трудовой договор – это а) соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной трудовой функции с подчинением внутреннему распорядку, а работодатель обязуется выплачивать заработную плату б) соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной трудовой функции, а работодатель обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законом и коллективным договором в) соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной трудовой функции с подчинением внутреннему распорядку, а работодатель обязуется выплачивать заработную плату и  обеспечивать условия труда, предусмотренные законом, коллективным договором и  соглашением сторон 6. (1 балл) Увольнение работника по инициативе работодателя допускается в случае а) беременности б) временной нетрудоспособности в) появления на работе в нетрезвом состоянии г) прогула 7. (1 балл) Дисциплинарная ответственность – это а) наступление неблагоприятных последствий для работника, виновно причинившего ущерб имуществу работодателя б) наступление неблагоприятных последствий за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей в) наступление неблагоприятных последствий для работника нарушившего внутренний трудовой распорядок
г) наступление неблагоприятных последствий для работника, совершившего правонарушение, в основе которого лежит дисциплинарный проступок 8. (1 балл) Нормальная продолжительность рабочего времени в организациях не может превышать а) 40 час.в неделю б) 46 час.в неделю в) 42 час.в неделю г) 48 час.в неделю 9. (1 балл) Система оплаты труда основного работника в зависимости от выработанной им продукции является а) косвенной сдельной б) прямой сдельной в) сдельной 10. (1 балл) Срок обращения за защитой своих трудовых прав составляет а) три месяца со дня, когда субъект узнал или должен был узнать о нарушении своего б) месяц по спорам об увольнении в) год после нарушения субъективного права Дополнительная часть Выполните практические задания 1 и 2 письменно. Задание 1. (2 балла) Решите задачу. Официантка Соколова регулярно опаздывала на работу и каждый раз, встречая ее в  коридоре, генеральный директор Кашкаров в устной форме объявлял ей последнее предупреждение. Наконец, после очередного опоздания Соколова была уволена за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин. Какое решение по указанному вопросу можете принять Вы на месте суда, в который Соколова обратилась с иском о восстановлении на работе? Задание 2. (3 балла) Решите задачу. Иванова была принята на работу поваром с испытательным сроком в два месяца. За три дня до окончания этого срока директор предложил Ивановой продлить испытательный срок до трех месяцев, поскольку, по мнению директора, такая возможность допускается трудовым законодательством, а за истекшие два месяца руководитель еще не успел составить представление о ее деловых качествах. Насколько обосновано подобное предложение? Мотивируйте свой ответ, указав на соответствующие нормы Трудового кодекса.

Вариант 2.
Обязательная часть При выполнении заданий 1-10 выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. (1 балл) К объектам собственности не относится а) автомобиль б) ценные бумаги в) трудовой коллектив г) производственные здания и сооружения 2. (1 балл) Высшим органом управления акционерным обществом открытого типа является а) правление б) совет директоров в) собрание акционеров г) администрация 3. (1 балл) К двухстороннему договору можно отнести а) договор купли-продажи б) договор дарения в) завещание 4. (1 балл) Для субъектов предпринимательской деятельности основными органами, разрешающими экономические споры являются а) третейские суды б) суды в) арбитражные суды г) самозащита 5. (1 балл) Трудовой договор заключается а) с момента фактического допуска к работе независимо от того, был ли заключен трудовой договор б) с начала течения испытательного срока в) после получения устного согласия руководителя предприятия о приеме на работу 6. (1 балл) Срок испытания не может превышать а) двух месяцев б) шести месяцев в) трех месяцев г) года 7. (1 балл) Мерами взыскания за нарушение трудовой дисциплины является а) замечание б) штраф в) выговор г) увольнение по соответствующим основаниям
8. (1 балл) В соответствии с действующим трудовым законодательством, продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на... а) 3 часа б) 1 час в) 1 день г) 2 часа 9. (1 балл) 1. Трудовой спор – это а) ситуация, в которой сталкиваются интересы различных субъектов б) неурегулированные разногласия между сторонами трудовых отношений, поступившие на разрешение к компетентному органу или лицу в) разногласия по трудовым вопросам 10. (1 балл) Вид юридической ответственности работника за совершение дисциплинарного проступка, связанного с исполнением трудовых обязанностей называется а) дисциплинарной ответственностью б) материальной ответственностью в) наказанием Дополнительная часть Выполните практические задания 1 и 2 письменно. Задание 1. (2 балла) Решите задачу. Работник кухни Потапова представила для оплаты листок нетрудоспособности через восемь месяцев после окончания отпуска по беременности и родам. Вместе с ним она представила справку о постановке на учт в женской консультации при сроке беременности 13 недель. На какие пособия имеет право Потапова, какие документы она должна представить для назначения пособия? Задание 2. (3 балла) Решите задачу. Кондитер Семенова, находясь на работе в состоянии алкогольного опьянения, получила травму – потеряла кисть руки. Медико-социальная экспертная комиссия определила Семеновой вторую группу инвалидности вследствие несчастного случая на производстве (увечья). Семенова была застрахована от несчастного случая на производстве на 30 тыс. руб. Заработок Семеновой составлял 8 тыс. руб. Является ли это страховым случаем? На какие выплаты может рассчитывать гражданка Семенова?


Критерий
Содержание критерия
Баллы

А
выполнены оба предлагаемых задания; работа выполнена правильно и полностью самостоятельно
5

Б
выполнены оба предлагаемых задания; работа выполнена правильно с учтом 1 несущественной ошибки, исправленной самостоятельно по требованию преподавателя
4

В
выполнены оба предлагаемых задания; работа выполнена правильно с учтом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя
3

Г
выполнено только одно из предлагаемых заданий или допущена существенная ошибка, которую учащийся не может исправить даже по требованию преподавателя
2

Д
выполнено только одно из предлагаемых заданий или допущены 2 или 3 существенных ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию преподавателя
1

Е
работа не выполнена вовсе
0



Шкала перевода баллов в оценки по пятибалльной системе

Отметка
Минимальное число баллов, необходимых для получения отметки

3 (удовл.)
8

4 (хор.)
10

5 (отл.)
12 и более


Критерии оценки заданий дифференцированного зачёта в виде набора тестовых заданий и практических заданий

Номер задания
Количество правильных ответов
Количество баллов

Обязательная часть

1
1
1

2
1
1

3
1
1

4
1
1

5
1
1

6
1
1

7
1
1

8
1
1

9
1
1

10
1
1

Дополнительная часть


Критерий
Количество баллов


А
5


Б
4


В
3


Г
2


Д
1


Е
0

Задание 1



Задание 2










Используемая литература
1. Кашанина, Т.В., Сизикова, Н.М. Основы права [Текст] учебник/ Т.В.Кашанина, Н.М.Сизикова. - Москва: Юрайт, 2012. -413с .  2.Хабибулин, А., Мурсалимов, К. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] : учеб. пособие /А.Хабибулин, К.Мурсалимов.-Москва:Инфра-М,2012.- 336 с. 3.Шкатулла, В.И., Надвикова, В.В., Сытинская, М.В. Основы правовых знаний [Текст] : учеб.пособие/В.И.Шкатулла, В.В.Надвикова,М.В.Сытинская – Москва:Изд-во Форум, 2012. - 320 с.
4.Трудовой кодекс РФ[Текст] : принят 30.12.2001г. № 197-ФЗ 5. Гражданский кодекс РФ [Текст] : ч. 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ. 6.Гражданский кодекс РФ[Текст] : ч. 2 от 26.01.1996г. № 14-ФЗ. 7.Гражданский кодекс РФ [Текст] :ч. 3 от 26.11.2001г. № 146-ФЗ. 8.Гражданский кодекс РФ[Текст] : ч. 4 от 18.12.2006г. № 230-ФЗ.

Интернет-ресурсы:
1.Интернет ресурс.«Электронная библиотека.Право России» Форма доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Интернет ресурс. Справочная система«Консультант-плюс. Форма доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Интернет ресурс.Угрюмова Г.И. Правовое регулирование увольнения за нарушение трудовой дисциплины- автореферат. Форма доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Интернет ресурс. Царенко Ю. Власть и трудовая дисциплина. Понятие и  понимание сути. Форма доступа:http://www.kadrovic- plus.ru/catalog/likbez /element .phpid=1085




 В качестве форм текущего контроля могут быть использованы тестовые задания, вопросы, задачи, задания для контрольной работы и т.д.
 В качестве КИМ для промежуточной аттестации могут быть использованы: вопросы, тестовые задания, задачи, задания к контрольной работе









13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 415